Материально-техническое обеспечение ППРС на 2023-2024 уч.год

2

Взаимосвязь видов детской деятельности, центров активности, направлений
развития ребенка
Виды детской
деятельности
Познавательноисследовательская
деятельность
Игровая
деятельность

Центры активности
Центр познавательного
развития.
Экологический центр.
Центр безопасности.
Игровой центр.
Центр строительно –
конструктивных игр.

Речевая и
коммуникативная
деятельность

Центр речевого
развития.

Изобразительная
деятельность

Центр художественноэстетического развития.
Центр «Изостудия».
Спортивный центр
(Физкультурный
уголок).

Двигательная
деятельность

Направления развития
ребенка
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Речевое развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Художественно-эстетическое
развитие.
Речевое развитие
Познавательное развитие.
Социально-коммуникативное
развитие.
Художественно-эстетическое
развитие.
Физическое развитие.

Особенности организации пространственно-предметной среды в группах
младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Материально-техническое обеспечение развития
игровой деятельности
Игрушки
персонажи
ролевые
атрибуты

3

Материалы для сюжетной игры
- Куклы крупные (35-50 см.), средние (20-30 см.)
и Мягкие антропоморфные животные, крупные, средние.
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках
(мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см.)
Набор наручных кукол Би-ба-бо: семья; сказочные персонажи,
животные дикие и домашние.
Набор пальчиковых кукол: животные, морские обитатели,
персонажи.
Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на
подставках: сказочные персонажи.
Ледяной театр (Фигурки для обыгрывания сказок).
Серия «Сказки дерева» (деревянные фигурки для обыгрывания
сказок и составления рассказов).
Набор солдатиков (среднего размера).
Фигурки-человечки (объемные, 10-15 см.).
Накидки и головные уборы «Профессии».

Набор масок сказочных животных.
Игрушки
– Набор чайной посуды (крупной и средней).
Набор кухонной посуды (крупной и средней).
предметы
Миски (тазики). Ведерки.
оперирования
Набор строителя (пластмассовый).
Набор автослесаря (пластмассовый).
Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи).
Комплект кукольных постельных принадлежностей.
Утюг. Гладильная доска.
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый).
Тележка-ящик (крупная).
Автомобили с открытым верхом, крупные и средних размеров.
Набор машин «спецтехники» (большие и маленькие).
Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров.
Набор водного транспорта (средних размеров).
Набор воздушного транспорта (средних размеров).
Кукольные коляски (складные)
Конь на палочке.
Фигуры животных (надувные).
Набор
медицинских
принадлежностей
(фонендоскоп,
градусник, шпатель и т.д.).
Набор для игр по ПДД (накидки «транспорт», «инспектор».
«светофор», «зебра», жезл)
Бинокль (подзорная труба). Телефон.
Руль. Весы. Коляски для кукол (лежачие и сидячие). Сумки,
корзинки, рюкзачки.
Кукольный стол (крупный).
Маркеры
Кукольный стул (крупный).
игрового
Кукольная кровать.
пространства
Кукольный диванчик.
(детская,
Шкафчик для кукольного белья.
кукольная
Кухонная плита/шкафчик (соразмерная ребенку).
мебель,
предметы быта) Ширма-остов домика.
Ширма-остов автобуса (вагончика) с рулем.
Ширма-прилавок.
Набор мебели для кукол среднего размера.
Бензоколонка (крупная).
Автопарковка (средняя).
Пожарная часть (средняя).
Полоция
Полифункциона Объемные модули (набивные и надувные: кубы, валики,
параллепипеды, треугольники и т.д.).
льные
Крупный строительный набор.
материалы
Ящик с мелкими предметами-заместителями.
Куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.)
Материалы для игры с правилами
4

Для игр на
ловкость

Шар и воротца (набор).
Желоб для прокатывания шаров и тележек.
Мячи (разного размера). Кегли (набор).
Настольные игры: «Поймай рыбку», «Прокати шарик через
воротца», «Загони шарик в лунку», «Пасхальные яйцо».
«Бильбоке», «Кольцеброс», «Дартс», «Проворные
мотальщики» и т.д.
Общие принципы размещения игровых материалов
в групповом помещении

Для игры детей 3-4 лет, все еще значительно зависящих от внешней
обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых
представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы
оперирования, маркеры пространства).
Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания
бытовой тематики:
- шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках
вокруг стола;
кукольные кровати, шкафчик с «постельными принадлежностями»,
диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.
тематический комплекс домик-теремок - ширма, со скамеечкой или
модулями внутри, где могут «жить» мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать
свой "дом" дети; здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по
мотивам простых сказок.
тематический комплекс для разнообразных «поездок»: автобус-каркас с
модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах,
передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в
нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения,
доступны детям.
По мере взросления детей, т.е. к концу года делают наборы
сюжетообразующего материала более мобильными. Воспитатель предлагает детям
перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим),
соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную
переорганизацию обстановки.
Материально-техническое обеспечение развития
познавательно-исследовательской деятельности
Тип
Материалы
материалов
Объекты для Пирамидки (из 6-10 элементов), окрашенные в основные цвета.
исследования в Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами и т.п.
(из 5-7 элементов).
действии
Объемные вкладыши из 5-10 элементов (миски, конусы, коробки
5

с крышками разной формы).
Матрешки (из 5-7 элементов).
Доски-вкладыши (с основными формами, разделенными на 2-3
части).
Рамки-вкладыши с цветными (6 цветов) монолитными и
составными формами, разными по величине.
Набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов).
Набор объемных геометрических тел.
Наборы объемных тел для сериации по величине из 3-5
элементов (цилиндры, бруски и т.п.).
Сортировочный ящик с прорезями разной формы (Сегена,
Венгера, дом-сортировщик).
Набор плоскостных геометрических форм.
Мозаика разных форм и цвета, крупная.
Набор для забивания: молоточек с втулками (пластмассовые).
Набор для завинчивания (верстак с отверстиями и набором
винтов, пластмассовые).
Рамки с 2-3 видами застежек (шнуровка, пуговицы, крючки,
кнопки).
Панно с разнообразными застежками и съемными элементами.
Чудесный мешочек с набором объемных геометрических форм
(5-7 элементов).
Красочное панно (коврик) или крупная мягконабивная игрушка
из тканей различной фактуры.
Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 2-3 элементов).
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (народные
игрушки, механические заводные)
«Проблемный» ящик со звуковым, световым, механическим
эффектами.
Разноцветная юла (волчок). Вертушки (ветряные).
Музыкальная шкатулка. Звучащие инструменты (колокольчики,
барабаны, резиновые пищалки, молоточки, трещотки и др.)
Набор шумовых коробочек (по Монтессори).
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости
одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметыорудия для переливания и вылавливания - черпачки, сачки.
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница,
формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметыорудия - совочки, лопатки.
Наборы
картинок
для
группировки
(реалистические
Образно –
символический изображения):
домашние животные, дикие животные, животные с детенышами,
материал
птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания,
одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.
Наборы
предметных
картинок
для
последовательной
6

группировки по разным признакам (назначению предметов,
цвету, величине).
Наборы парных картинок (та же тематика).
Наборы парных картинок типа лото (из 3-4 частей), та же
тематика.
Набор
парных картинок
типа
"лото"
с
геометрическими формами 1
Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6
частей).
Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по
вертикали и горизонтали).
Серии из 3-4 картинок для установления последовательности
событий (сказки, социобытовые ситуации).
Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей
ближайшего окружения).
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная
деятельность людей).
Сюжетные картинки, крупного формата (с различной тематикой,
близкой ребенку - сказочной, социобытовой)
Фотографии, иллюстрации театров, музеев, парков В.Пышмы,
Екатеринбурга.
Журналы или газеты о малой родине, карты города, маршруты
экскурсий и прогулок по городу.
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть
доступны детям.
Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до
тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми.
Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами - забрать
домой или использовать в игре, поместить на выставку.
Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не
вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах
группы.
Напольный строительный материал требует много места, поэтому его
помещают отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом стелят
ковер, дорожку.
Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или
коробки.
Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных
ящиках.
По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала,
раскладывая его по цвету и форме.

7

Материально-техническое оснащение
речевого развития детей
Картинки
- на антонимы – большой-маленький (парные картинки);
- на формирование обобщающих понятий (Дидактическое лото «Что для чего»);
на сравнение (Куклы – подружки);
- картинки, изображающие эмоции (Катя грустная, веселая, печальная и пр.).
- картинки перевертыши на многозначные слова (открывают дверь шариковой
ручкой, на ежике - швейные иглы и пр.).
Игры на уточнение понятий - «Кто что делает?» (котенок - лакает, петух кукарекает).
Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей
Карточки на произнесение согласных звуков, фотографии детей и взрослых,
правильно произносящих согласные звуки
Д/и на употребление существительных во множественном числен в родительном
падеже - например, линейка с окошечком - «Чего или кого не стало?»; предметные
картинки и наборы для усвоения категорий среднего рода. Серии картинок из
альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно» на несклоняемые имена
существительные;
Макетирование сюжетных картинок на оформление предложения и его
распространение (Мальчик делает девочке бумажную лодочку) - на контуры
накладываются выбранные ребенком компоненты картинки;
Лото с детенышами животных, включая неназывные (детеныш обезьяны, жирафа).
Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3)
последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки,
социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
Разрезные контурные картинки (4-6 частей)
Набор карточек с изображением предмета и названием.
Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик
Детские книги по программе, любимые книжки детей.
Ламинированные иллюстрации, портреты детских писателей

8

Материально-техническое обеспечение развития продуктивных видов
деятельности
Тип
материала
Для рисования

Для лепки

Для
аппликации

Материалы для изобразительной деятельности
Наименование
Набор цветных карандашей (12 цветов).
Набор фломастеров (12 цветов).
Гуашь (12 цветов).
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 - 14). Емкость для
промывания ворса кисти от краски (0,5 л)
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения
кисти после промывания и при наклеивании готовых форм.
Подставки для кистей.
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая
подбирается педагогом в зависимости от задач обучения.
Глина – подготовленная для лепки.
Пластилин. Доски, 20х20 см.
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие.
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для
вытирания рук во время лепки.
Готовые формы для выкладывания и наклеивания в
зависимости от программных задач.
Щетинные кисти для клея.
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания
клеем.
Розетки (баночки) для клея.
Подносы для форм и обрезков бумаги.

Материалы для конструирования
Тип материала
Наименование
Строительный Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы.
Комплект больших мягких модулей (22 - 52 элемента).
материал
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные
детали (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные
пластины, от 62 до 83 элементов).
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки
животных, людей и т.п.).
Конструкторы Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и
помощи взрослых справиться с ними и проявить свое
творчество и мальчикам, и девочкам.
Плоскостные Наборы из мягкого пластика для плоскостного
конструкторы конструирования
Материалы для музыкальной деятельности
Аудио кассеты, CD -диски (песенки, музыкальные сказки, программный материал,
9

«голоса природы»).
Портреты композиторов.
Картинки с изображением музыкальных инструментов.
Дидактические игры и упражнения типа: «Музыкальное лото», «Музыкальный
телефон», «Музыкальный будильник».
«Музыкальная шкатулка» - подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями.
Атрибуты к играм, пляскам, инсценировкам, сказкам, костюмы детские, маскишапочки.
Общие принципы размещения материалов для развития
продуктивных видов деятельности в групповом помещении
Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть
доступны детям.
Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до
тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми. Рисунками и
поделками дети имеют право распорядиться сами - забрать домой или
использовать в игре, поместить на выставку.
Все материалы и пособия должны иметь постоянное место.
Малыши не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не
вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах
группы.
Напольный строительный материал требует много места, поэтому его лучше
поместить отдельно на низко расположенных навесных полках и рядом постелить
ковер, дорожку.
Мелкий строительный материал можно насыпать в корзины, ящики или
коробки.
Конструкторы размещаются на столах в открытых коробках и деревянных
ящиках.
По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала,
раскладывая его по цвету и форме.
Материально-техническое оснащение для развития двигательной
деятельности детей
Набор физкультурного оборудования
Тип
оборудования
Для ходьбы, бега
и равновесия.

10

Наименование

Размеры, масса

Валик мягкий
Доска с ребристой поверхностью.
Модуль "Змейка"
Коврик, дорожка массажные, со
следочками.
Кольцо мягкое.
Куб деревянный.

Длина 150 см. Диаметр
20 см.
Длина 200 см. Ширина
20 см. Высота 4 см.
Длина 100 см. Высота
15 см.

Обруч большой.

Для прыжков.

Для катания,
бросания, ловли.

Для ползанья и
лазанья

Куб деревянный
Мяч-попрыгунчик
Обруч малый
Шнур короткий
Кегли (набор)
Мешочек с грузом малый
Мяч резиновый.
Шар цветной
(фибропластиковый)
Лабиринт игровой Полукольцо
мягкое

Для
Колечко резиновое.
общеразвивающих Лента цветная (короткая).
упражнений
Мяч массажный.
Обруч плоский.
Палка гимнастическая короткая
Флажок
Игрушки
и
материалы,
развивающие
мелкую и крупную
моторику.

Диаметр
120
см.
Высота 30 см.
Диаметр отверстия 60
см.
Ребро 20 см.
Диаметр 95-100 см
Ребро 20 см.
Диаметр 50 см.
Диаметр 50-55 см.
Длина 75 см
Масса 150-200 г
Диаметр 10 см.
Диаметр 20-25 см
Диаметр
120
Высота 30 см.
Диаметр 5-6 см.
Диаметр 5-6 см.
Длина 50 см.

см.

Диаметр 8-10 см.
Диаметр 40 см.
Длина 75-80 см

- обручи, кольца, кегли;
- игрушки, которые можно катать,
толкать;
разноцветные
предметы
различной формы для нанизывания;
- застёжки - молнии, пуговицы,
петли, крючки, шнуровки;
- коробки с разными крышками и
прорезями, копилки;
-массажные мячики;
массажные коврики и ребристые
дорожки.

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
Физкультурные пособия важно разместить таким образом, чтобы они
способствовали проявлению двигательной активности детей. Так, рядом с
кукольным уголком можно поставить игрушки-двигатели (машины, тележки).
11

Крупное физкультурное оборудование требует много места, поэтому его лучше
расставить вдоль одной свободной стены.
Следует помнить, что у малышей быстро падает интерес к одному и тому же
пособию. Поэтому все имеющиеся пособия нежелательно держать в групповой
комнате. Лучше вносить их постепенно, чередуя их. Мелкие пособия следует
держать в открытых ящиках так, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.
Для хранения физкультурных пособий в групповых комнатах может быть
использована секционная мебель с выдвижными ящиками или тележка
"Физкультурный уголок". У детей второй младшей группы быстро падает интерес
к одному и тому же пособию, поэтому необходимо постоянно его обновлять
(перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия и т. д.).
Крупное оборудование требует много места, поэтому его лучше расставить
вдоль стен.
Мелкое физкультурное оборудование (массажные мячи, шарики, резиновые
кольца и др.) следует держать в корзинах или открытых ящиках таким образом,
чтобы дети могли им свободно пользоваться.
Особенности организации пространственно-предметной среды в группах
среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
Материально-техническое обеспечение развития
игровой деятельности
Материалы для сюжетной игры
Наименование
Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты
Куклы крупные, средние.
Мягкие антропоморфные животные, крупные, средние
Звери и птицы объемные и плоскостные на подставках (из разного
материала, мелкие, 7-10 см.)
Набор наручных кукол би-ба-бо: семья; сказочные персонажи.
Фигурки-человечки, объемные, мелкие (7-10 см).
Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие)
Набор солдатиков (средние и мелкие, 7-15 см.)
Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие, 715 см.). Набор фигурок: семь гномов (7-15 см.).
Белая шапочка. Плащ-накидка. Фуражка/бескозырка. Каска.
Набор масок (животные; сказочные персонажи).
Игрушки-предметы оперирования

12

Набор чайной посуды, крупный и средний. Набор кухонной посуды.
Комплект кукольных постельных принадлежностей.
Кукольная коляска, средних размеров (складная).
Набор медицинских принадлежностей.
Сумки, корзинки, рюкзаки.
Грузовик, крупный. Тележка-ящик, крупная.
Автомобили, автобусы с открытым верхом, съемными крышами, средних
размеров. Автомобили мелкие. Пожарная машина, машина "скорой помощи,
средних размеров. Подъемный кран, крупный.
Набор: железная дорога (средних размеров)
Кораблики, лодки, самолеты, средних размеров.
Ракета-робот (трансформер), средних размеров.
Комплект транспортных средств к напольному коврику «Дорожное
движение». Дорожка «Зебра». Жезл регулировщика. Жилет инспектора ПДД.
Молоток. Подзорная труба, бинокль. Весы. Часы разные. Телефон.
Маркеры игрового пространства
Кукольный стол, крупный. Кухонная плита/шкафчик (на колесах, крупная).
Кукольная кровать или диванчик (крупный)
Скамеечка на колесах со съемным рулем. Руль на подставке. Штурвал на
подставке.
Универсальная складная рама/ширма - пятистворчатая (30-50 см. высотой).
Трехстворчатая ширма/театр (70 см.)
Кукольный дом (для кукол среднего размера). Набор мебели для кукол.
Бензозаправочная станция - гараж мелких автомобилей.
Макет "скотный двор" (для фигурок животных средней величины).
Ландшафтный макет. Светофор.
Тематические строительные наборы: город, замок, (крепость), ферма (зоопарк).
Полифункциональные материалы
Объемные модули, крупные, разных форм.
Крупный строительный набор. Крупный кнопочный конструктор.
Ящик с мелкими предметами - заместителями.
Крупные куски ткани (полотно, разного цвета, 1х1 м.).
Емкость с лоскутами, мелкими, средними, разного цвета и фактуры.
Материалы для игры с правилами
Для игр на ловкость
Настольная игра "Поймай рыбку". Настольный бильярд, средний ("закати шарик в
лунку"). Настольный кегельбан. Бирюльки.
Кегли (набор). Кольцеброс (напольный)
Мячи разного размера
Для игр «на удачу»
Настольная игра "лото" (с картами из 6-8 частей) 6-8 разные.
Настольная игра "гусек" (с маршрутом до 20-25 остановок, игральным кубиком 13 очка).
13

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
В средней группе постоянные сюжетообразующие наборы (тематические
зоны) уступают место более гибким сочетаниям сюжетообразующих игрушек.
Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
Тематические "зоны" редуцируются до ключевого маркера условного
пространства, а "начинка" этого пространства (подходящие предметы
оперирования, игрушки-персонажи) располагаются в стеллажах, полках, в
непосредственной близости.
Довольно подробно обставленная в младших группах "кухня" для крупных
кукол, в этой возрастной группе уже представлена мобильной плитой/шкафчиком
на колесах; кукольная "спальня" и "столовая" - одной кукольной кроватью,
столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное может быть
достроено детьми из крупных полифункциональных материалов. Универсальная
"водительская" зона становится мобильной и представлена штурвалом или рулем
на подставке, который легко переносится с места на место, или скамеечкой на
колесах со съемным рулем. Пара низких (30-50 см.) пятичастных ширм (рам)
обеспечивает "огораживание" любого условного игрового пространства (дома,
корабля и пр.). Трехчастная ширма с раздвигающейся шторкой служит подвижным
и универсальным заместителем "магазина", "кукольного театра" и т.п.
Материально-техническое обеспечение развития
продуктивных видов деятельности.
Материалы для изобразительной деятельности.
Для рисования
Наборы цветных карандашей (24 цвета). Наборы фломастеров (12 цветов).
Наборы шариковых ручек (6 цветов). Цветные восковые мелки (12 цветов) Гуашь
(12 цветов). Гуашь (белила). Палитры.
Губки для смывания краски с палитры.
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14).
Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 и 0,5 л)
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после
промывания и при наклеивании готовых форм (15´15)
Для лепки
Глина - подготовленная для лепки. Пластилин. Доски, 20´20 см.
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие.
Стеки разной формы.
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30´30), для вытирания рук
во время лепки.
Для аппликации
Ножницы с тупыми концами.
Наборы из разных сортов цветной бумаги для занятий аппликацией
Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 - 12 цветов,
размером 10´12см или 6´7см)
Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков
14

бумаги. Щетинные кисти для клея. Подставки для кистей. Розетки для клея.
Подносы для форм и обрезков бумаги.
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем.
Материалы для конструирования.
Строительный материал
Крупногабаритные деревянные напольные конструкторы
Комплект больших мягких модулей (22 - 52 элемента)
Наборы игрушек (транспорт и строительные машины, фигурки животных,
людей и т.п.)
Конструктор
Конструкторы, позволяющие детям без особых трудностей и помощи
взрослых справиться с ними и проявить свое творчество и мальчикам, и
девочкам
Конструкторы из серии "LEGO- DACTA" ("Город", Железная дорога")
Конструкторы для игр с песком и водой
Детали конструктора.
Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали
(кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) (от 62 до 83
элементов)
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
Коврики - трансформеры (мягкий пластик) "Животные" и др.
Бумага, природные и бросовые материалы.
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной фактурой поверхности
(глянцевая, матовая, с тиснением, гофрированная, прозрачная, шероховатая,
блестящая и т.п.)
Подборка из бросового материала: бумажные коробки, цилиндры, катушки,
конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.
Подборка из фантиков от конфет и других кондитерских изделий и
упаковочных материалов (фольга, бантики, ленты и т.п.)
Подборка из природного материала (шишки, мох, желуди, морские
камешки, пенька, мочало, семена подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных
ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы, орехи).
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
Строительный материал для свободной самостоятельной деятельности
хранится в коробках, в которых он приобретен.
Мелкие игрушки для игр со строительным материалом уже можно не
расставлять на полках, а тоже убрать в коробки.
Крупный строительный материал хранят в шкафах, на подвесных полках (в
открытом виде).
Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной
деятельности осуществляется за столами, которые поставлены в круг или буквой
«П». За столами предусмотрено место и для воспитателя.
15

Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся
ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т.
п.).
В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на
молнии, кнопках и т.п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются
родителями.
Баночки для промывания кистей (большая - 0,5 л - для промывания "почерному" и маленькая - 0,25 л - для ополаскивания) могут быть общими и вместе с
наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по
окончании занятий дети могли убирать их на место.
Такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов
способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного
отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.
Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после
полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в
индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.
Материально-техническое обеспечение развития
познавательно-исследовательской деятельности
Объекты для исследования в действии
Набор геометрических фигур для группировки по цвету, форме, величине
(7 форм разных цветов и размеров).
Набор объемных геометрических тел (разного цвета и величины).
Доски-вкладыши (с основными формами, составными из 4-5 частей).
Рамки-вкладыши с цветными (7 и более цветов с оттенками) составными
формами (4-5 частей).
Набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета).
Набор кубиков с цветными гранями (7 цветов с оттенками).
Наборы для сериации по величине - бруски, цилиндры и т.п. (6-8 элементов
каждого признака).
Набор плоскостных геометрических фигур для составления изображений
по графическим образцам (из 4-6 элементов).
Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм.
Мозаика разных форм и цвета (мелкая) с графическими образцами.
Набор пластин из разных пород дерева или разных материалов.
Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).
Горки (наклонные плоскости) для шариков (комплект).
Стойка-равновеска (балансир). Счеты напольные.
Часы с круглым циферблатом и стрелками.
Набор волчков (мелкие, разной формы). Вертушки разного размера.
Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (механические заводные и
электрифицированные). Игрушки-головоломки (сборно-разборные из 4-5
элементов). Объемные головоломки (сборные шары, кубы и т.п., из 4-5
элементов). Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком).
"Проблемный ящик" со звуковым, световым, механическим эффектами.
16

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости
одинакового и разного размеров, мерные стаканчики, предметы из разных
материалов (тонет - не тонет), черпачки, сачки, воронки.
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости
разного размера и формы, предметы-орудия разных размеров, форм,
конструкций.
Образно-символический материал
Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе):
животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда,
мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
Наборы парных картинок типа "лото" из 6-8 частей (той же тематики, в том
числе с сопоставлением реалистических и условно-схематических изображений).
Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по
внешнему виду), ошибки (по смыслу).
Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические
таблицы). Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам
(2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). Серии
картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки,
литературные сюжеты, социобытовые ситуации).
Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей).
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). Разрезные контурные картинки
(4-6 частей).
Графические "головоломки" (лабиринты, схемы маршрутов персонажей и
т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатных игр.
Иллюстрированные книги, альбомы плакаты, планшеты познавательного
характера.
Фотографии, иллюстрации театров, музеев, парков Екатеринбурга.
Журналы или газеты о малой родине, карты города, маршруты экскурсий и
прогулок по городу.
Нормативно-знаковый материал
Набор кубиков с буквами и цифрами.
Набор карточек с изображением предмета и названием. Набор карточек с
изображением количества предметов (от 1 до 5) и цифр.
Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами.
Набор карточек-цифр (от 1 до 10) с замковыми креплениями. 1
Наборы моделей: деление на части (2-4). Кассы настольные.
Магнитная доска настенная
Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
Для объектов исследования в действии выделен рабочий стол, вокруг
которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно
обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом
расположен низкий стеллаж с соответствующим материалом.
17

Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в
коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа,
стеллажей. Этот материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в
удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со
сверстниками).
Материально-техническое обеспечение речевой и коммуникативной
деятельности
Д/и на уточнение качеств предметов и явлений; на антонимы - большоймаленький (парные картинки), на формирование обобщающих понятий; на
сравнение. Картинки перевертыши на многозначные слова; картинки,
изображающие эмоции.
Карточки на произнесение согласных звуков, фотографии детей и
взрослых, правильно произносящих согласные звуки.
Серии картинок из альбома О.И. Соловьевой «Говори правильно».
Игрушки и пособия для воспитания правильного физиологического
дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).
Лото с детенышами животных.
Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий
(сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
Набор карточек с изображением предмета и названием.
Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик.
Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.
Детские книги по программе, любимые книжки детей.
Ламинированные иллюстрации, портреты детских писателей.
Книжки-раскраски, книжки - самоделки.
Аудио и CD -диски для прослушивания (произведения по программе и
любимые детьми произведения).
Книги, знакомящие с произведениями поэтов и писателей разных стран.
Книги, знакомящие с произведениями поэтов и писателей России. Книги,
знакомящие с русским фольклором и фольклором народов мира песенки,
заклички, сказки, потешки).
Материально-техническое обеспечение развития
двигательной деятельности
Наборы физкультурного оборудования
Тип оборудования
Наименование
Для ходьбы, бега,
Коврики массажные.
равновесия
Шнур длинный.
Куб деревянный.
Для прыжков
Мяч-попрыгунчик.
Обручи плоские.
18

Размер, масса
Длина 75 см, Ширина 70 см.
Длина 150-см, Диаметр 2 см
Ребро 20 см
Диаметр 50 см
Диаметр 40 см

Для катания,
бросания, ловли

Палки
гимнастические
короткие.
Скакалка короткая.
Кегли.
Кольцеброс (набор)
Мешочек с грузом
большой.
Обруч большой.
Серсо (набор).
Шар
цветной
(фибропластиковый).
Полукольцо мягкое.

Для ползания и
лазанья
Колечки резиновые.
Для
общеразвивающих Мешочки с грузом
малые.
упражнений
Мяч-шар (цветной,
прозрачный).
Обручи малые.
Шнуры короткие.

Длина 75-80 см
Длина 120-150 см
Масса 400 г
Диаметр 100 см

Диаметр 120 см,Высота 30 см,
Диаметр 5-6 см
Диаметр 5-6 см
Масса 150-200 г
Диаметр 10-12 см
Диаметр 55-65 см
Длина 75 см

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
В этой возрастной группе оборудование для двигательной деятельности
размещается в Спортивном центре - ("Физкультурный уголок" - тележка на
колесах). В нем находятся короткие гимнастические палки, геометрические формы,
массажные мячи, плоские обручи, кольца. "Физкультурный уголок" располагается
в углу комнаты.
Такие пособия, как мячи разных размеров, мячи-утяжелители, наборы (серсо,
кегли, кольцеброс, шнуры), хранятся в открытом виде в ящиках, которые
располагаются вдоль стены.
Гимнастические модули и мячи располагаются у стен, где нет батарей.
Для формирования правильной осанки служить деревянная стенка (высота
150 см), расположенная возле входной двери группы.
С целью развития интереса у детей к разным видам упражнений с
использованием пособий некоторые предметы и пособия хранятся в кладовой
комнате, что позволяет обновлять материал в группе.
Особенности организации пространственно-предметной среды в группах
старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Особенности организации пространственно-предметной среды
для игровой деятельности детей
В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, весь
игровой материал размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать
19

игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны
полностью уступают место мобильному материалу - крупным универсальным
маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко
перемещаются с места на место.
В обслуживании игровых замыслов универсальные маркеры игрового
пространства и полифункциональный материал приобретают наибольшее
значение. Крупные и средние игрушки-персонажи как воображаемые партнеры
ребенка уходят на второй план, поскольку все большее место в детской
деятельности занимает совместная игра с партнерами-сверстниками. Функция
сюжетообразования принадлежит разнообразным мелким фигуркам-персонажам в
сочетании с мелкими маркерами пространства - макетами. В известном смысле
мелкие фигурки-персонажи начинают выполнять функцию своеобразных
предметов оперирования при развертывании детьми режиссерской игры.
Сюжетообразующие наборы меняют свой масштаб - это игровые макеты с
"насельниками" (тематическими наборами фигурок-персонажей) и сомасштабными
им предметами оперирования ("прикладом").
Переносные универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко
доступных детям и обеспечивают возможность детям играть на столе, на полу, в
любом удобном месте.
Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках,
поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро
"населен", по желанию играющих).
"Полные" сюжетообразующие наборы - макеты типа "лего" (замок,
кукольный дом с персонажами и детальным мелким антуражем) могут быть
предоставлены детям, но надо иметь в виду, что они в меньшей мере способствуют
развертыванию творческой игры, нежели универсальные макеты, которые
"населяются" и достраиваются по собственным замыслам детей.
Материально-техническое обеспечение развития игровой деятельности
Примерный набор для старшей и подготовительной группы
Игрушки-персонажи
и ролевые атрибуты

20

Материалы для сюжетной игры
Куклы в одежде представителей разных профессий.
Комплекты одежды для кукол по сезонам, комплекты
постельных принадлежностей для кукол, кукольная
мебель (маленького размера);
Набор кукол: семья (средние). Наручные куклы би-ба-бо
Мягкие антропоморфные животные (средние и мелкие).
Набор персонажей для плоскостного театра.
Наборы мелких фигурок: (домашние животные, дикие
животные,
динозавры,
сказочные
персонажи,
фантастические
персонажи,
солдатики
(рыцари,
богатыри), семья).
Условные фигурки человечков, мелкие.
Белая шапочка. Плащ-накидка. Фуражка/бескозырка.

Игрушки – предметы
оперирования

Маркеры
игрового
пространства
(детская, кукольная
мебель,
предметы
быта)

21

Каска/шлем. Корона, кокошник. Ремень ковбоя.
Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи)
Коробочка «Деловые хлопоты» (Уральских дел мастер)
заполнена бейджиками с игровым маркерами роли,
которую сегодня ребенок исполняет: «камнерез»,
«угольшик», «горнодобытчик» и др. для сюжетно-ролевых
игр по уральским сказкам сказы Бажова.
Набор чайной посуды (мелкий, средний).
Набор кухонной посуды (средний)
Набор одежды и аксессуаров к куклам среднего размера.
"Приклад" к мелким куклам.
Коляска для средних кукол, складная.
Набор медицинских принадлежностей.
Весы. Чековая касса. Телефон. Часы. Бинокль/подзорная
труба.
Грузовик средних размеров.
Автомобиль разного назначения (средних размеров)
Корабль, лодка (средних размеров) Самолет, вертолет
(средних размеров).
Ракета-трансформер (средних
размеров).
Автомобили мелкие (легковые, гоночные, грузовички и
др.)
Наборы: военная техника, самолеты (мелкие), корабли
(мелкие).
Ракета-робот (трансформер), мелкая.
Подъемный кран (сборно-разборный, средний)
Набор: железная дорога (мелкая, сборно - разборная,
механическая или электрифицированная)
Сборно - разборные автомобиль, самолет, вертолет,
ракета, корабль.
Луноход (автомобиль) с дистанционным управлением
Универсальная складная ширма/рама.
Стойка с рулем/штурвалом (съемным). Стойка-флагшток.
Трехстворчатая ширма/театр (или настольная ширматеатр)
Ландшафтный макет.
Кукольный дом (макет) для средних кукол. Кукольный
дом (макет, сборно-разборный, для мелких персонажей)
Макет: замок/крепость.
Тематические строительные наборы (для мелких
персонажей): город, крестьянское подворье (ферма),
зоопарк, крепость, домик (мелкий, сборно-разборный),
гараж/бензозаправка (сборно-разборная), маяк.
Набор дорожных знаков и светофор, для мелкого
транспорта.
Набор мебели для средних кукол.

Набор мебели для мелких персонажей.
Набор мебели "школа" (для мелких персонажей).
Объемные или силуэтные деревья на подставках, мелкие
(для ландшафтных макетов)
Полифункциональные Объемные модули, крупные, разных форм.
Крупный строительный набор.
материалы
Ящик с мелкими предметами-заместителями.
Крупные куски ткани (полотняной, разного цвета, 1х1 м.).
Емкость с лоскутами, мелкими и средними, разного цвета
и фактуры.
Материалы для игры с правилами
Для игр на ловкость Летающие колпачки. Настольный кегельбан.
Настольный футбол или хоккей. Детский биллиард.
Бирюльки. Блошки (набор). Кольцеброс настольный.
Кольцеброс напольный. Городки (набор). Кегли (набор).
Серсо. Мишень с дротиками (набор). Коврик с разметкой
для игры в "классики". Мячи, разные.
Гусек (с маршрутом до 50 ходов и игральным кубиком на
Для игр «на удачу»
6 очков) разные.
Лото (картиночное, поле до 8-12 частей) разные.
Лото цифровое.
Домино (с картинками). Домино точечное.
Для игр на
умственное развитие Шашки. Шахматы
Особенности организации пространственно-предметной среды для
познавательно-исследовательской деятельности детей
В группах старшего дошкольного возраста детям обеспечивается
возможность работы в общем пространстве со сверстниками. Для объектов
исследования в действии в пространстве группы выделяется центр исследования.
Основное оборудование центра: рабочий стол, вокруг которого могут стоять или
сидеть несколько детей и низкий стеллаж с соответствующим материалом.
Образно-символический и знаковый материалы располагаются в коробках с
условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей.
Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Этот
материал дети могут свободно брать и располагаться с ним в удобных, спокойных
местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).
Нормативно-знаковый материал располагается поблизости от магнитной или
обычной доски, большого фланелеграфа. Для размещения больших карт,
иллюстрированных таблиц и т.п. используются стены группового помещения.
Материально-техническое обеспечение развития познавательноисследовательской деятельности
Примерный набор для старшей и подготовительной группы
22

Тип
Материалы
материалов
Объекты для Доски-вкладыши и рамки-вкладыши со сложными составными
исследования в формами (4-8 частей)
Набор геометрических фигур с графическими образцами
действии
(расчлененными на элементы и нерасчлененными) для
составления плоскостных изображений (геометрическая
мозаика).
Танграм. Набор объемных тел для группировки и сериации
(цвет, форма, величина).
Наборы брусков, цилиндров и пр. для сериации по величине (по
1-2 признакам - длине, ширине, высоте, толщине) из 7-10
элементов
Набор разноцветных палочек с оттенками (8-10 палочек
каждого цвета).
Набор: счетные палочки Кюизинера. Набор пластин из разных
материалов.
Мозаика (цветная, мелкая) с графическими образцами разной
степени сложности (расчлененные на элементы, сплошные,
чертежи-схемы).
Головоломки плоскостные (геометрические).
Набор проволочных головоломок.
Головоломки объемные (собери бочонок, робота и т.п.), в том
числе со схемами последовательных преобразований, разные
Игры-головоломки на комбинаторику (кубик Рубика, игра "15",
Уникуб" и т.п.)
Головоломки-лабиринты (прозрачные, с шариком)
Игра "Волшебный экран" (на координацию вертикальных и
горизонтальных линий)
Набор волчков (мелкие, разной формы и окраски)
Действующие модели транспортных средств, подъемных
механизмов
и
т.п.
(механические,
заводные,
электрифицированные, с дистанционным управлением).
Система наклонных плоскостей для шариков.
Весы рычажные равноплечие (балансир) с набором разновесок.
Термометр спиртовой. Часы песочные (на разные отрезки
времени).
Часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой
передачей).
Циркуль. Набор лекал. Линейки. Набор мерных стаканов.
Набор прозрачных сосудов разных форм и объемов.
Счеты напольные. Счеты настольные. Набор увеличительных
стекол (линз). Микроскоп. Набор цветных (светозащитных)
стекол.
Набор стеклянных призм (для эффекта радуги).
Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования
23

отражательного эффекта. Набор для опытов с магнитом.
Компас.
Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с
воздушными потоками). Флюгер. Воздушный змей. Ветряная
мельница (модель).
Набор печаток. Набор копировальной бумаги разного цвета.
Коллекция минералов. Коллекция тканей. Коллекция бумаги.
Коллекция семян и плодов. Коллекция растений (гербарий).
Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости
и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные
друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов,
насосов.
Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница,
орудия для пересыпания и транспортировки разных
размеров,
форм
и конструкций
с
использованием
простейших механизмов
Наборы картинок для иерархической классификации
Образно –
символический (установления родовидовых отношений):
виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды
материал
транспорта;
виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта.
Наборы "лото" (8-12 частей), в том числе с соотнесением
реалистических и условно - схематических изображений.
Наборы таблиц и карточек с предметными и условносхематическими изображениями для классификации по 2-3
признакам одновременно (логические таблицы).
Серии картинок (до 6-9) для установления последовательности
событий (сказочные и реалистические истории,
юмористические ситуации).
Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания
временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта,
история жилища, история коммуникации и т.п.).
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных,
характерные виды работ и отдыха людей).
Наборы парных картинок на сотнесение (сравнение): найди
отличия, ошибки (смысловые).
Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные
прямыми и изогнутыми линиями.
Графические головоломки (лабиринты, схемы 20-30 разных
видов пути и т.п.) в виде отдельных бланков, буклетов,
настольно-печатных игр.
Набор карточек с изображением знаков дорожного движения.
Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки,
освещенность - облачность).
Календарь настольный иллюстрированный. Календарь погоды
настенный.
24

Нормативнознаковый
материал

25

Физическая карта мира (полушарий). Глобус. Детский атлас
(крупного формата). Иллюстрированные книги, альбомы,
плакаты, планшеты, аудио- и видеоматериалы.
Карта Урала и ее контурное изображение на листе ватмана.
Северный Урал - тундра, тайга.
Подбор картинок с характерными видами ландшафта,
маленькие картинки (символы) для наклеивания на карту:
животные, растения, одежда людей, виды транспорта.
Иллюстрации, фотографии, картинки хвойного и лиственного
леса Среднего Урала и Южного Урала, степи, города, реки,
полезных ископаемые, люди разных национальностей,
живущих на Урале.
Иллюстрации, слайды, фотографии для игры-путешествия по
родному городу, проведение воображаемых экскурсий,
побуждение к поиску ответов на возникающие у детей вопросы
о городе, использование имеющейся информации.
Энциклопедии,
научно-познавательная,
художественная
литература «История города Екатеринбурга»; «История
возникновения моего города (села); «Сказ о том, как царь Петр
город на реке Исети построил»; «Законы екатеринбургской
геральдики»; «Монетный двор и все, что в нем»; «Как и чему
учили в Екатеринбурге».
Фотографии,
иллюстрации
театров,
музеев,
парков
Екатеринбурга.
Журналы или газеты о малой родине, карты города, маршруты
экскурсий и прогулок по городу.
Коллекции картинок, открыток, символов, значков, марок,
календариков.
Коллекция марок. Коллекция монет.
Разрезная азбука и касса. Магнитная доска настенная.
Наборы карточек с цифрами. Отрывной календарь.
Наборы карточек с изображением количества предметов (от 1
до 10) и соответствующих цифр.
Набор кубиков с цифрами, с числовыми фигурами.
Стержни с насадками (для построения числового ряда).
Набор карточек с гнездами для составления простых
арифметических задач.
Набор карточек-цифр (от 1 до 100) с замковыми креплениями.
Числовой балансир (на состав числа из двух меньших чисел).
Линейка с движком (числовая прямая). Абак.
Набор "лото": последовательные числа.
Кассы настольные.
Набор: доска магнитная настольная с комплектом цифр, знаков,
букв и геометрических фигур. Наборы моделей: деление на
части.

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности
Общие основания подбора материала
К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование,
рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из
природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют
важную роль в развитии ребенка-дошкольника.
Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность
проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка,
лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и
подарить другим.
В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей
формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции
поведения.
Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет
моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему
усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные
образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного
мышления, творческой активности ребенка.
Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой
он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или
украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным
делом и формирует очень важное умение - самому себя занять полезной и
интересной деятельностью.
Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают
возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие
представления об их использовании, способах обработки. Действия с материалами
и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и
положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих
рук, действий руки и глаза и т.п.
В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно
развиваются сенсорные и умственные способности.
Формируется умение
целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между
собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения,
творчески мыслить.
Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными
свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся
планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно
поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают
у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность,
трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе
конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется
эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается
художественный вкус.
По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами
продуктивной деятельности - рисованием, лепкой, конструированием,
26

изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего
развития и подготовки к обучению в школе.
Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и
оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми
пользуются дети.
Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является
научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач
развития детей каждого возраста.
Для того чтобы облегчить педагогам решение этой сложной задачи,
предлагаем им примерные варианты подбора материалов и оборудования.
В вопросах типизации и подбора материала и оборудования для
продуктивной деятельности мы исходили из представлений о развитии творческих
возможностей детей, сложившихся в отечественной психологии и педагогике (Л.С.
Выготский, А.В.Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.А. Грибовская Т.С.
Комарова, Е.А. Флерина, Н.Б. Халезова и др.). Кроме того, учитывались
представления об условиях развития и активизации детей от 2 до 7 лет в
продуктивных видах деятельности, описанных в работах отечественных и
зарубежных ученых.
В данном разделе типы материала выделяются по двум ведущим видам
продуктивной деятельности: изобразительной и конструированию и общего
назначения.
Для изобразительной деятельности дается перечень материалов,
используемых в рисовании, лепке и аппликации.
Для конструирования - по видам используемого материала (из строительного
материала, из деталей конструкторов, из бумаги, природного и бросового
материала).
Материалы для изобразительной деятельности
Примерный набор для старшей и подготовительной группы
Для рисования
Наименование
Набор цветных карандашей (24 цвета)
Графитные карандаши (2М-3М)
Набор фломастеров (12 цветов)
Набор шариковых ручек (6 цветов)
Угольный карандаш "Ретушь"
Сангина, пастель (24 цвета)
Гуашь (12 цветов)
Белила цинковые
Краска фиолетовая, лазурь, охра,
оранжевая светлая, кармин, краплак,
разные оттенки зеленого цвета
Палитры
Круглые кисти (беличьи, колонковые
№№ 10 - 14)
27

Количество
На каждого ребенка
По одному на каждого ребенка
На каждого ребенка
На каждого ребенка
По одному на каждого ребенка
5 - 8 наборов на группу
1 набор на каждого ребенка.
3 - 5 банок на каждого ребенка
По одной банке каждого цвета на
каждого ребенка
На каждого ребенка
На каждого ребенка

Банки для промывания ворса кисти от
Две банки (0,25 и 0,5 л) на каждого
краски (0,25 и 0,5 л)
ребенка
Салфетка из ткани, хорошо
На каждого ребенка
впитывающей воду, для осушения
кисти после промывания и при
наклеивании в аппликации (15´15)
Подставки для кстей
На каждого ребенка
Бумага различной плотности, цвета и
размера, которая подбирается
педагогом в зависимости от задач
обучения ребенка
Для лепки
Глина - подготовленная для лепки
0,5 кг на каждого ребенка
Пластилин (12 цветов)
3 коробки на одного ребенка
Стеки разной формы
Набор из 3 – 4 стек на каждого ребенка
На каждого ребенка
Доски, 20´20 см
На каждого ребенка
Салфетка из ткани, хорошо
впитывающей воду (30´30), для
вытирания рук во время лепки
Для аппликации
Ножницы с тупыми концами
На каждого ребенка
Наборы бумаги одинакового цвета, но
На каждого ребенка
разной формы (10 - 12 цветов, размером
10´12см или 6´7см)
Файлы из прозрачной синтетической
На каждого ребенка
пленки для хранения обрезков бумаги.
Подносы для форм и обрезков бумаги
На каждого ребенка
Щетинные кисти для клея
На каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут
На каждого ребенка
фигуры для намазывания клеем
Розетки для клея
На каждого ребенка
Материалы для конструирования
Строительный материал
Наименование
Количество
Крупногабаритные деревянные напольные
1 - 2 на группу
конструкторы
Комплект больших мягких модулей (22 - 52
Один на группу
элемента)
Наборы игрушек (транспорт и строительные
машины, фигурки животных, людей и т.п.)
Конструктор
Строительный материал
28

Конструкторы, позволяющие детям без особых
трудностей и помощи взрослых справиться с ними и
проявить свое творчество и мальчикам, и девочкам
Детали конструктора
Набор мелкого строительного материала, имеющего
основные детали (кубики, кирпичики, призмы,
короткие и длинные пластины) (от 62 до 83
элементов)
Плоскостные конструкторы
Коврик-трансформер (мягкий пластик) "Животные"
Наборы из мягкого пластика для плоскостного
конструирования
Бумага, природный и бросовый материал
Наборы цветных бумаг и тонкого картона с разной
фактурой поверхности (глянцевая, матовая, с
тиснением,
гофрированная,
прозрачная,
шероховатая, блестящая и т.п.)
Подборка из бросового материала: бумажные
коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые
бутылки, пробки и т.п.
Подборка из фантиков от конфет и других
кондитерских изделий и упаковочных материалов
(фольга, бантики, ленты и т.п.)
Подборка из природного материала (шишки, мох,
желуди, морские камешки, пенька, мочало, семена
подсолнечника, арбуза, дыни, остатки цветных
ниток, кусочки меха, ткани, пробки, сухоцветы,
орехи, соломенные обрезки, желуди, ягоды рябины и
др., бечевка, шпагат, тесьма, рогожка.
Бумага, тонкий картон.
Ткань, кожа, тесьма, пуговицы, нитки.
Проволока в полихлорвиниловой оболочке, фольга,
поролон, пенопласт.

4 - 6 на группу

На каждого ребенка

2 - 3 на группу
6 - 10 на группу

Общие принципы размещения материалов в групповом помещении
Педагогическая работа с детьми старшего дошкольного возраста
организуется по 2-м основным направлениям:
- создание условий в группе для самостоятельной работы;
- факультативная, кружковая работа с детьми.
Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие
различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы
(стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для
шитья, стол-верстак для работы с деревом), подготовка необходимых
инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего,
относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т.п. Они должны быть
29

настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то
действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает
возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и
раздражение.
Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в
закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое
внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если
сформировать у детей правильный навык шитья - иголка идет вверх и от себя можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.
Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому
мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества
детей в группе.
Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной
деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или
обеспечены дополнительными местным освещением).
Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо
позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением
поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды,
готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением
последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям
возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а
также продолжить овладение умением работать по образцу, без которого
невозможна трудовая деятельность.
На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся
выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей,
воспитателей и др.).
На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой
и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей
крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем - все
для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых
продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке,
поролон, пенопласт и др.).
Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в
подготовительных к школе группах): одна - две швейные детские машинки;
коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных
видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.
Для работы с деревом в группе может быть оборудован уголок труда или
выделено специальное помещение.
Для конструирования в старших группах специального места не выделяют, а
используют те же столы, за которыми дети занимаются, или любые свободные
Мелкий строительный материал хранят в коробках. Крупный - убирают в
закрытые шкафы и стеллажи. Пластины, как для настольного, так и для напольного
строителей находятся здесь же. Мелкий материал складывают в коробки.

30

Материалы и оборудование для двигательной активности
Общие основания подбора материала
Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и
всестороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное
количество физкультурного оборудования для обеспечения детей благоприятным
уровнем двигательной активности в процессе разных форм физического
воспитания дошкольников. Многообразие оборудования и пособий дает
возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической
культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития
произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов)
соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим
показателям. Количество оборудования определяется из расчета активного участия
всех детей в процессе разных форм двигательной активности. Габариты и вес
переносного оборудования должны быть соразмеримы с возможностями детей.
Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение
безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть
устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения
травматизма у детей во время занятий по физической культуре необходимо иметь
хорошие крепления и гимнастические маты.
Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать
гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно
способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее
предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными
видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С
помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение
разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих,
упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное
формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы,
выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе
выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты
оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные
(гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные,
изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т. п.), мелкие
(резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.).
Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено
спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической
культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна,
занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении,
физкультурные досуги и праздники).
В связи с тем, что дошкольным учреждениям приходится самостоятельно
обеспечивать себя необходимым оборудованием важно при его подборе учитывать
31

рекомендации, которые достаточно полно раскрыты в аннотированном перечне Т.
И. Осокиной, Е. А. Тимофеевой, М. А. Руновой "Физкультурное и спортивноигровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений", Москва,
"Мозаика-Синтез", 1999.
При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет
учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования
моторики. Поэтому в предлагаемом пособии оборудование подобрано в
соответствии с возрастными группами. Кроме того, для большинства предметов
физкультурного оборудования указаны размеры, соответствующие основным
параметрам возрастного развития детей.
Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного
возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его
использования (для определенных условий). Предлагаем примерный перечень
физкультурного оборудования для групповых комнат и физкультурного зала.
Примерный набор для старшей и подготовительной группы
Тип
оборудования
Для ходьбы, бега,
равновесия

Для катания,
бросания, ловли

Для прыжков
Для ползания и
лазанья

32

Наименование
Балансир-волчок
Коврик массажный со
следочками
Шнур короткий
(плетеный)
Кегли (набор)
Кольцеброс (набор)
Мешочек малый с
грузом
Мяч большой
Мешочек с грузом
большой
Мяч для минибаскетбола
Мяч утяжеленный
(набивной)
Мяч-массажер
Обруч большой
Серсо (набор)
Обруч малый
Скакалка короткая
Комплект мягких
модулей (6-8 сегментов)

Размеры, масса

Кол-во на
группу
1
10

Длина 75 см

5

Масса 150-200 г
Диаметр 18-20 см
Масса 400 г

3
2
5
5
2

Масса 0,5 кг
Масса 350г, 500г,
1 кг

2
1

Диаметр 100 см

2
2
2
2
5
5
1

Диаметр 55-65 см
Длина 100-120 см

Для
Гантели детские
общеразвивающих Кольцо малое
упражнений
Лента короткая
Мяч средний
Палка гимнастическая
короткая

Диаметр 13 см
Длина 50-60 см
Диаметр 10-12 см
Длина 80 см

10
10
10
10
10

Общие принципы размещения материалов
в групповом помещении
Основной набор оборудования и пособий находится в физкультурном зале,
так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нем.
Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу
или в закрытых ящиках
Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной
стены в группе.
Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли
свободно подходить к нему и пользоваться им.

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».