Физическое воспитание в семье

01.01.2017

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и ДОУ едины, поэтому они должны решаться общими усилиями родителей и работников детского сада.

В семье можно с более раннего возраста формировать умения и навыки в сложных видах движений (лыжи, коньки, велосипед, плавание и др.) Эти виды физических упражнений требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку. И поэтому организовать обучение этим видам движения в детском саду и обеспечить высокие результаты значительно труднее, чем в семье.

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду и какую физическую нагрузку в течении дня и всей недели он получает. С учетом всей нагрузки следует планировать занятия физическими упражнениями после возвращения ребенка из детского сада, а также в выходные и праздничные дни.

В семье, так же как и в детских садах, важно комплексно применять все средства физического воспитания. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), разнообразные физические упражнения; следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.). Особого внимания требует осанка детей.

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки в лес, вечера досуга, праздники и т.д.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно наметить конкретные задачи с учетом состояния здоровья детей, физического развития и физической подготовленности, подобрать физические упражнения и распределить их на весь год. Заранее нужно подготовить физкультурный инвентарь для занятий (велосипед, лыжи, коньки, санки, самокат, бадминтон, мячи, скакалки и др.), одежду, обувь.

Положительное влияние на дошкольников оказывает пример родителей, когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, плавают, грают в бадминтон и т.д. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощ и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Физические упражнения проводятся с дошкольниками по определенной системе. Утром после сна ребенок выполняет утреннюю гимнастику. Для тех, кто посещает детский сад, утренняя гимнастика обязательна в выходные и праздничные дни. Также полезно для улучшения общего физического развития и предупреждения нарушений осанки выполнять комплекс упражнений и во второй половине дня, сразу же после сна.

Во время прогулок в первой и во второй половине дня с дошкольниками изучают и совершенствуют упражнения в основных движениях (они выполняются через 40-60 мин. после еды), а также проводят различные подвижные игры и упражнения спортивного характера.

Подбор физических упражнений, методика их проведения и дозировка во многом зависят от возраста ребенка, его самочувствия и физической подготовленности. Если в семье имеются дошкольники разного возраста, то заниматься с ними физической культурой можно одновременно. Однако перед старшим по возрасту ребенком ставятся большие требования в отношении дозировки упражнений. Например, выполняя приседания во время утренней гимнастики, младший ребенок повторяет упражнения 4-5 раз, а старший 7-8раз. Это положение относится и к выполнению основных движений, и к подвижным играм, где также необходим дифференцированный подход.

Основные движения с дошкольниками рекомендуется выполнять ежедневно, желательно на свежем воздухе. Однако это не значит, что на протяжении всего дня нужно повторять все основные движения. Для формирования прочных навыков достаточно систематически выполнять по 2-3 основных движения во время дневных прогулок.

В условиях города основные движения лучше всего выполнять на детской площадке, оборудованной физкультурным инвентарем. Заниматься также можно на школьной спортивной площадке или стадионе вблизи дома.

Упражнения по развитию основных видов движений подбираются в соответствии с возрастом детей. Каждое упражнение выполняют 6-10 раз в зависимости от сложности, длительности его выполнения и физической нагрузки на организм. При этом не следует забывать о кратковременных паузах (25-30с.) для отдыха и регулирования дыхания, особенно после каждого выполнения сложных динамических упражнений (прыжков в длину и высоту с разбега, ползания, лазанья).

Дошкольники 5-7 лет большинство упражнений выполняют самостоятельно. Роль взрослого в этих возрастных группах в основном заключается в объяснении, эпизодическом показе отдельных движений.

В процессе выполнения физических упражнений и упражнений спортивного характера , проведения подвижных игр нужно внимательно следить за самочувствием ребенка, его внешним видом и поведением. Двигательную активность дошкольников необходимо дозировать. Они часто увлекаются, например бегом, прыжками и могут выполнять упражнения до тех пор, пока сильно не утомятся. Поэтому важно по внешним признакам уметь определять, как реагирует организм ребенка на предложенную ему физическую нагрузку.

Если лицо ребенка покраснеет, дыхание станет частым, это свидетельствует о нормальной физической нагрузке. Самочувствие его будет бодрым. При большой физической нагрузке у него появляется обильный пот, значительно учащается дыхание, нарушается координация движения (упражнение выполняется с ошибками). После занятий наблюдается апатия и утомляемость, ухудшается аппетит. В таком случае уменьшают нагрузку, а иногда временно (на 2-3 дня) прекращают занятия физической культурой.

Как правило длительность занятий не превышает 10-20 мин. (в зависимости от возраста ребенка, сложности упражнений и количества их повторений). За одно занятие дошкольники могут выполнять 2-3 основных движения. Желательно, чтобы они отличались по своему влиянию на организм ребенка, развивали различные мышечные группы. Например, нецелесообразно выполнять прыжок в глубину, а затем в длину сместа. Рационально объединять упражнения в прыжках с равновесием, лазанье с метанием и т.д.

Равномерная нагрузка на различные мышечные группы, постепенная смена движений руками движения ногами и туловищем необходимы для всестороннего физического развития ребенка.

Особенно полезны физкультурные занятия на открытом воздухе.Хочу такой сайт

Чтобы ребенок сам потянулся к физкультуре, ему должно быть интересно. Для этого нужно использовать любимые формы игровых упражнений.

В настоящее время можно приобрести домашние стадионы и самые разнообразные готовые спортивные снаряжения, но, к сожалению, это не всегда возможно по материальным и жилищно-бытовым условиям. В таком случае можно оборудовать аналогичный комплекс в квартире из подручных средств.

В дверном проеме можно прибить деревянные колодки с выемками, в которые вкладывают съемную перекладину. Нужно помнить, что для ребенка высота перекладины должна быть такой, чтобы он мог дотянуться до нее на вытянутых руках, стоя на коленях, тогда ему не придется в висячем положении преодолевать тяжесть собственного тела и не будет подвывиха головки лучевой кости, что довольно часто бывает у детей 4-5 лет. По этой же причине нельзя поднимать ребенка на вытянутых руках и резко дергать за вытянутые руки.

На перекладину можно подвешивать висячую лесенку, гимнастические кольца, канат для лазанья, боксерскую грушу и другие приспособления.

Можно сделать гимнастическую стенку, используя для этого лесенку-стремянку.

Два стула могут служить одновременно «параллельными брусьями», приспособлением для подлезания (прогибание спины). Можно положить на сиденья палку, и ребенок будет подтягиваться на ней из положения лежа.

Упражнения на снарядах нравятся детям. Не стоит принуждать ребенка к немедленному выполнению всех упражнений и освоению всех снарядов.

Естественно, что родители должны подстраховать ребенка, но не следует забывать, что в этих занятиях надо «идти за ребенком», т.е. он сам определяет, сколько времени ему пробыть на этом или ином снаряде, так как если он устанет, то упражнения просто не будут получаться.

Утренняя зарядка помогает подготовить организм к дневному бодрствованию, дисциплинирует, помогает выработать собранность, умение преодолевать лень.

Самое главное – зарядка обязательно нужна ребенку для воспитания потребности в движении после сна. Если не обращать на это внимание, то в более старшем возрасте ребенок уже не захочет делать зарядку, а взрослый никогда не будет ее делать.

Желательно, чтобы родители делали зарядку вместе с ребенком. Упражнения могут быть самыми разнообразными, но лучше, чтобы они были рассчитаны на все мышечные группы. При этом нужно обращать внимание ребенка на правильное дыхание.

Очень полезно делать зарядку на свежем воздухе или при открытом окне. Начинают с ходьбы, которую усложняют, включая передвижение на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы.

В зарядке можно не добиваться особой точности движений, поэтому следующие за ходьбой упражнения могут быть имитационными, можно вносить игровые элементы (охота, поездка на транспорте, битье в барабан, подтягивание, полет птиц, бабочек, приседания – «курочка клюет зернышки», наклоны – «деревья качаются» или «дровосек» и др.). При этом необходимо следить, чтобы ноги при наклонах были строго на ширине плеч. Продолжительность зарядки 5-6 мин.

При организации занятий по физкультуре следует помнить, что детям этого возраста (особенно девочкам) не рекомендуется поднятие и перенос тяжестей. Чрезмерные нагрузки подобного рода могут способствовать смещению органов малого таза.

Если обстоятельства не позволяют провести с ребенком зарядку утром, проведите ее после дневного сна.

2-3 раза в год необходимо проводить учет состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности. Эти данные могут проанализировать проведенную работу по физическому воспитанию и наметить план на дальнейший период времени.

Таким образом, ДОУ, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников совместно с семьей, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».