25.06.2024
Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка. Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка — дать элементарные знания основ безопасности.
Лучший способ повысить личную безопасность и безопасность окружающих — это не создавать экстремальные ситуации, а в случае их возникновения (независимо от причин) эффективно им противодействовать, уметь оказать помощь себе и другим.
Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.
Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!
Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время!
Но если Вам всё-таки пришлось уйти, то сначала присядьте на корточки, на уровень роста ребёнка и взгляните на вещи из его положения. После того как вы это сделали, ответьте на вопросы:
· может ли ваш ребёнок задеть провод электрочайника и ошпариться?
· всегда ли вы поворачиваете от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок?
· следите ли вы за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола (подоконника)?
· всегда ли вы надёжно запираете лекарства (витамины) и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка (уксус, бытовая химия и т.п.)?
· всегда ли вы убираете подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируете болтающиеся штепселя и стелящиеся провода?
· вставляете ли вы блокираторы в электророзетки во избежание засовывания ребёнком отвертки, шпильки?
· всегда ли вы убираете за собой иголки, нитки, булавки и ножницы после шитья?
· если у вас привычка, в случае неисправности в одежде ребёнка или своей, закалывать булавку?
· остаётся ли ваш ребёнок без присмотра, если открыто окно или балкон?
· всегда ли вы следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы, которые ребёнок может проглотить, засунуть в ухо или нос?
Примите благоразумные меры предосторожности, превратите свой дом в зону без риска для вашего ребёнка.
Вероятность травм ребёнка снизится, если не пожалеть времени и показать, как выполнять те или иные дела по дому, доступные ему.
«Дозированный опыт» - это когда ребёнку дают убедиться, что вода, утюг и головёшка обжигают, иголка колется и т. п. - он снижает потери от самостоятельных «проб и ошибок».
Если ваш метод обучения детей безопасному поведению – запрет, то доступно объясняйте ребёнку необходимость его соблюдения. Помните, что запретов должно быть немного.
Мультфильмы и детские передачи переполнены материалом для обучения безопасности. Используя ситуации, в которые попадают герои, можете задать вопросы типа «Как ты думаешь, почему он так поступил?», «Как она попала в такую трудную ситуацию?», «Что может произойти, если мальчик или девочка так сделают?» Рассуждайте вместе с ребёнком.
Не увлекайтесь примерами опасных ситуаций, происходящих с другими детьми. Это может вызвать ненужные страхи. Обучать ребёнка безопасному поведению нужно на собственном примере. Дети копируют Вас. Не забывайте об этом.
Цените в Вашем ребёнке находчивость, уверенность и самостоятельность. Как вы скажете: «Я и не знала, что ты умеешь резать хлеб таким ножом. Ведь надо быть очень осторожным, иначе порежешься» или «Немедленно положи на место, это опасно!»? Или - Папа закрепляет полку на кухне. Приготовил инструменты, дрель. Сын «крутится» около папы и пытается достать из ящика инструменты. Реакция папы: «Не путайся под ногами. Мне твоя помощь не нужна! Пойди, посмотри телевизор. Нечего тебе на кухне делать». Согласны ли вы с папой? Как бы Вы повели себя в такой ситуации? Не ограничивайте активность ребёнка, а направляйте её в «нужное» русло.
Чрезмерно опекаемым детям не позволено выработать собственные инстинкты и оценки, поэтому они не способны обрести навыки для распознавания опасных или подозрительных ситуаций. «Это нельзя, а это можно» - такое пояснение важно для правильной ориентировки ребёнка в мире незнакомых ему вещей и отношений. Всегда говорите ребёнку, что ему можно делать, чем играть. Юные исследователи – это хорошо, но лучше, если они занимаются изучением предметов и механизмов вместе со взрослыми.
Прежде чем перейти к конкретным правилам, давайте разберемся, как нужно учить им ребенка. Ведь именно от того, правильный вы выбрали подход или неверный, во многом зависит не только процесс обучения, но также и способность ориентирования вашего чада в опасной ситуации. Согласитесь, предусмотреть абсолютно все и рассказать, как действовать абсолютно в любом случае, невозможно. Однако можно добиться того, чтобы, если ему что-то угрожает, ребенок умел быстро принимать верное решение. Другими словами, благодаря занятиям, у него выработается защитный механизм, который выручит его в сложной ситуации.
Прежде всего, нужно отметить, что если вы учите ребенка что-то делать, а сами этого не делаете, то не стоит ждать от чада безупречного «усвоения» материала. Ведь родители для него являются авторитетом, и он склонен им подражать. Подумайте сами, как запутается малыш, если вы учите его смотреть по сторонам перед тем, как перейти дорогу, а сами игнорируете это правило. Таким образом, безопасное поведение детей зависит от поведения их родителей.
Занятия с ребенком должны быть:
· регулярными и систематическими
· интересными и разнообразными (можно проигрывать различные ситуации, используя в качестве их участников игрушки или разыгрывать сценки, придумывать различные ситуации о детях, оказавшихся в опасности и о том, как они выбрались из этой ситуации, гуляйте вместе по району и обсуждайте, какие места могут быть опасными и что нужно будет делать, если вдруг что-то в них будет угрожать малышу и т.д.)
· наполненными разнообразной информацией (для этого вам придется постоянно черпать новые знания из книг)
· соответствующими возрасту ребенка
Основные моменты, на которые родители должны обратить внимание при обучении безопасному поведению своего ребенка:
· Учите с ребёнком с самого раннего возраста имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
· Животные (даже домашние) могут нанести травму ребёнку. Учите детей бережно ухаживать за ними, не дразнить, избегать опасных действий.
· Игрушки и личные вещи учите ребёнка содержать в порядке и убирать на место. Помните, что порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.
· Кислоты, лаки, растворители и другая бытовая химия не должны храниться в посуде из-под напитков и всегда должны быть недоступны ребёнку.
· Лекарства, в том числе и витамины, могут быть опасны для ребёнка. Убирайте их из виду!
· Режущие и колющие предметы храните в специально отведённых местах и учите детей пользоваться некоторыми из них в Вашем присутствии.
· Спички и зажигалки – не игрушки для детей. Не оставляйте их в доступных для дошкольников местах!
· Уходя из дома, даже ненадолго, найдите ребёнку интересное занятие (игру, чтобы он не стал искать себе другое, может быть опасное).
· Факты выпадений детей из окон и балконов убеждают, что они должны быть надёжно закрыты, если в комнате играют дети.
· Широко распространённые электроприборы могут быть доступны в обращении ребёнку, начиная с 5 лет, если Вы научите его пользоваться ими только в вашем присутствии и с Вашего разрешения.
· Телефоны служб спасения учите вместе с детьми. Напишите их и повесьте около телефонного аппарата.
Ясно и понятно объясняйте ребёнку правила поведения, но главное – упражняйтесь вместе с ним в их соблюдении. Будьте терпеливы, обучая детей! Они должны найти в Вашем лице дружелюбного и внимательного учителя.
Например, с ребёнком можно поиграть в следующие игры.
1. «Раз, два, три, что может быть опасно – найди»
Цель: закреплять представления об источниках опасности в доме; развивать сообразительность, внимание.
Материал: игровой уголок с предметами домашнего обихода (или картинки с изображением этих предметов).
Ход игры. Взрослый отворачивается и считает до 3-5, а ребёнок должен взять те предметы, которые, по его мнению, могут быть опасны. Затем объясняет свой выбор. Ответы поощряются призами.
2. «Я иголки не боюсь»
Цель: закреплять умение безопасного обращения с иголкой; развивать мелкую моторику; воспитывать внимание, усидчивость.
Материал: иголки с нитками, прикреплённые к основанию коробки; пуговицы.
Задания:
• собрать «пирамидку» из пуговиц, нанизывая их на иголку с ниткой;
• собрать «бусы», продевая иголку с ниткой в обе дырочки пуговиц.
Перед уходом из дома проведите с ребенком профилактическую беседу, объясните, что нужно делать при возникновении экстремальной ситуации и что делать категорически запрещено.
Ребенок должен запомнить: всегда нужно смотреть в глазок и спрашивать: «Кто там?», если в дверь позвонили. Установите особенный сигнал или ритм стука в дверь, который будет подтверждать, что пришел кто-то из родных. Не забывайте, что дети копируют поведение взрослых, поэтому, если вы сами открываете дверь, не глядя в глазок, ребенок может поступить также.
Ребенок должен знать, куда звонить в случае опасности. Напишите два списка экстренных номеров телефонов (для малышей можно нарисовать картинку, например, пожарную машину), ваш контактный номер, номера других родственников. Также недалеко от телефона или на другом видном месте напишите адрес вашего дома и фамилию ребенка – даже если ему уже много лет, в состоянии стресса он может все забыть.
Напишите список людей, которых ребенку можно пустить в квартиру. Оптимально, если список будет очень коротким. Даже если приходят ваши друзья и знакомые, или (тем более) представители официальных структур, научите ребенка отвечать, что им нужно прийти позже.
Ребенок не должен вступать в диалог с незнакомым человеком через дверь и тем более не должен говорить, что он один. Научите ребенка разыгрывать сценку «Папа спит, я сейчас его разбужу, и он откроет дверь» – как правило, на злоумышленников этот прием действует очень хорошо. После этого нужно срочно позвонить родителям и сообщить о происшествии.
У родителей должны быть номера телефонов соседей, или же они могут оставить соседям свои контакты, чтобы при возникновении нештатной ситуации (например, протекла труба) все вопросы решались между взрослыми.
Проинструктируйте ребенка на случай взлома двери или проникновения в помещение посторонних. Хорошо, если будет какое-то помещение, в котором ребенок сможет спрятаться и связаться с родителями.
До семилетнего возраста не разрешайте ребенку пользоваться газовой плитой и другими опасными бытовыми приборами. Приобретите микроволновую печь или оставляйте еду в термосе, чтобы у ребенка не возникло желания что-то себе разогреть.
Научите ребенка всегда выключать воду после использования.
Обеспечьте возможность справиться с экстренными ситуациями самостоятельно: купите простой огнетушитель, оставьте в доступе перевязочные материалы, расскажите ребенку о правилах оказания первой помощи и о том, как действовать в случае возникновения пожара или если он почувствует запах газа.
Уходя из дома, займите ребенка безопасными играми. Закройте окна и выходы на балконы, при необходимости открытыми можно оставить форточки или фрамуги. Перекройте газовый вентиль на трубе. Уберите с плиты кастрюли и чайники с горячей водой – опрокинув их, ребенок может получить ожоги.
Проверьте правильность размещения игрушек, они не должны находиться на высоте, превышающей рост ребенка, так как ребенок, пытаясь достать игрушку со шкафа, может получить травму при падении.
Если малыш боится, а тем более плачет, ни в коем случае нельзя насильно оставлять его дома одного. Иначе понадобится очень много времени, чтобы избавить его от страхов, и еще очень долго он не сможет оставаться в одиночестве даже в соседней комнате! Следите за тем, чтобы ваш ребенок был под присмотром, ухожен, одет, накормлен и вместе с вами познавал мир через окружающие его предметы, а не самостоятельно, через травматизм и опасность жизнедеятельности!
Если ребенок один на улице.
Как правило, на улице дети остаются без надзора в среднем школьном возрасте, однако рассказывать о правилах безопасности родители должны начинать как можно раньше. Сотрудники правоохранительных органов совместно с родителями разработали правила, которых должны придерживаться дети, оставшиеся на улице без взрослых:
Нельзя находиться на улице в темное время суток. Если такое произошло, нужно идти уверенно, быстрым шагом и стараться придерживаться пожилой пары или женщины, которая вызывает доверие. Если нужно пройти в темное время от остановки общественного транспорта до дома, идти следует в толпе.
В общественном транспорте нужно занимать места недалеко от водителя, а выходить из вагона в последний момент, никак не акцентируя внимания окружающих на том, что планируешь выходить.
Ни при каких условиях нельзя садиться в машину к незнакомым или малознакомым людям, даже если это официальное такси или водитель просит показать дорогу к месту, которое хорошо известно ребенку. Если рядом начинает притормаживать автомобиль, нужно сменить направление движения или зайти в любое многолюдное помещение.
Ребенок всегда должен предупреждать родителей о том, куда он идет, когда и на сколько. Хорошо, если у ребенка будет возможность сообщить кому-то из взрослых о том, что он вышел, в каком транспорте едет или когда его нужно встретить.
Следует избегать неосвещенных улиц, подземных переходов и людей в нетрезвом состоянии, особенно если это большая компания.
Если сзади долгое время идет человек, можно постараться привлечь к себе внимание окружающих – например, помахать взрослому мужчине в толпе и назвать его папой или сделать вид, что догоняешь кого-то из близких.
Опасность могут представлять не только люди, но и бродячие животные. Нельзя делать резких движений и убегать, если собака начинает лаять, а если нападение неминуемо, можно постараться напугать зверя громким голосом, максимально сгруппироваться, защитив шею и подставлять для укуса любые сторонние предметы: зонт, сумку, обувь.
Объясните ребенку простые правила ПДД: переходить дорогу только на зеленый свет и по «зебре», смотреть по сторонам. Ни в коем случае не перебегать дорогу в неположенных местах.
Важно не только донести до ребенка эту информацию, но и периодически проверять ее: договоритесь, что иногда вы будете устраивать «экзамен» по правилам безопасности на улице, и обязательно его проводите. Также важно, чтобы ребенок понимал, к кому он может обратиться в любой ситуации, а с кем лучше всего не общаться даже в экстренной ситуации – постарайтесь не ограничивать абсолютно все общение ребенка с незнакомыми людьми, так при возникновении необходимости он не сможет обратиться за помощью.
Поведение в чрезвычайной ситуации
Стихийное бедствие: землетрясение, смерч, гроза, наводнение, оползень. Необходимо держаться вдали от зданий, деревьев и рекламных щитов, быстро покинуть помещение по лестнице (при землетрясении) или, наоборот, забраться как можно выше (при наводнении), во время грозы дома нужно отключить все электроприборы, закрыть окна и двери, не выходить на улицу.
Химическая авария. Закрыть все окна и двери дома, постараться загерметизировать помещение влажной тканью, не выходить на улицу. Если авария произошла во время нахождения на улице, закрыть лицо влажной тканью или одеждой (детям можно объяснить, что, если нет воды, можно снять какой-то предмет одежды и помочиться на него), использовать противогазы и респираторы, после выхода из опасной зоны снять одежду, принять душ и тщательно очистить рот и глаза.
Пожар. При возникновении пожара в помещении нужно оповестить пожарную службу, сообщить соседям и постараться покинуть помещение. Если пожар возник на открытой местности, передвигаться нужно только против ветра, предварительно закрыв лицо и голову влажной тканью. При невозможности покинуть место очага пожара нужно накрыться мокрой одеждой или тканью и дышать воздухом, который находится ближе к земле и меньше задымлен.
Теракт. Необходимо избегать большого скопления людей, не приближаться к подозрительным предметам и оставленным вещам (о них лучше всего сообщить правоохранительным органам), не поднимать найденные на улице мелкие вещи. Если был осуществлен захват заложников, нельзя выделяться из массы других людей, при выстрелах или взрывах нужно лечь на пол и закрыть голову руками, а при применении слезоточивых веществ постараться закрыть глаза и закрыть дыхательные пути мокрой тканью. Нельзя вставать, проявлять активность и сопротивление, делать резкие движения без разрешения террористов.
Уважаемые родители!
Помните, то, как ребенок поведет себя в той или иной опасной ситуации, полностью зависит от взрослых. От качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!