РП ДОП Умные игры

Содержание
дополнительной общеразвивающей программы (далее – Программа)
I.

П.

III.

VI.

Целевой раздел. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………………………..3
1.1.
Актуальность, направленность и новизна Программы………………………………………………………………………………………………3
1.2.
Цель и задачи реализации Программы……………………………………………………………….……………………………………………….4
1.3.
Отличительные особенности Программы……………………………………………………………………………………………………………5
1.4.
Возраст детей, срок реализации Программы…………………………………………………………………………………………………………5
1.5. Формы и режим непрерывной образовательной деятельности (занятий)……………………………………………………………………………...6
1.6.
Ожидаемые результаты обучения……………………………………………………………………………………………………………………..6
1.7.
Формы подведения итогов реализации Программы…………………………………………………………………………………………………7
Содержательный раздел………………………………………………………………………………………………………………………………………7
2.1.
Учебный план……………………………………………………………………………………………………….…………………………………..7
2.2.
Календарный учебный график…………………………………………………………………………………………………………………..……..8
1-й модуль (для детей 4х-5х лет) ……………………………..…………………….………………………………………………………………9
2.3.
Учебно-тематический план ………………………………………………………………………………………………………………………..….9
2.4.
Тематическое содержание занятий …………………………………………………………………………………………………….…………….10
2-й модуль (для детей 5х-6ти лет) ………………………………………………………………………………………………………………..12
2.5.
Учебно-тематический план ………………………………………………………………………………………………………………………...…13
2.6.
Тематическое содержание занятий …………………………………………………………………………………………………………………..13
Организационный раздел
3.1.
Условия для реализации программы………………………………………………………………………………………………………………....15
3.2.
Характеристика методов, приемов и средств образовательной деятельности………………………………………………….…………………16
3.3.
Методические рекомендации…………………………………………………………………………………………………………………………17
Мониторинговый раздел
4.1.
Тестовые материалы. Оценка уровня освоения содержания Программы………………………………………………………………………….18
V.
Список использованной литературы………………………………………………………………………………………………………………21

I. Целевой раздел
Пояснительная записка
I.1. Актуальность, направленность и новизна Программы
Программа кружка «Умные игры» отличается от программ, распространенных в системе дошкольного обучения и широко используемых на занятиях по
развитию речевых способностей в ДОУ. В связи с этим, по данной программе могут заниматься не только дети, не посещающие детские дошкольные учреждения,
но и те, кто ходит в детский сад. На занятиях по программе они познакомятся с новым интересным дополнительным материалом, направленным прежде всего на
развитие эмоционально-творческой и коммуникативной сферы мышления.
Возраст обучающихся - 4-7 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Программа содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей, направлена на активизацию эмоционально-образной сферы
мышления, а также на воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.
Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со
словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речев ом развитии лишь немногие
достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является следующее: вызвать интерес к языку и
обеспечить творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.
Методика развития речи предусматривает формирование у детей элементарного осознания явлений языка и речи. Язык и речь рассматриваются как ядро,
находящееся в центре различных линий психического развития – мышления, воображения, памяти, эмоций. Поэтому обучение языку и развитие речи даются в
программе не только в сфере овладения языковыми навыками – фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития
общения детей друг с другом и со взрослыми. Необходимым компонентом программы является речевое воспитание, которое предполагает формирование
культуры речевого общения, овладение основными коммуникативными способностями.
Новизна данной программы заключается в совершенствовании содержания и методов обучения языку. Новый подход к методике развития речи
предполагает три основных направления:
- структурное (формирование разных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического);
- функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);
- когнитивное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).
В словарной работе главное внимание уделяется смысловой, семантической стороне слова. Работа над словарем ребенка оказывает подлинно развивающее
воздействие, предусматривает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловыми отношениями слов (синонимия,
антонимия).
В вопросах грамматического строя речи основной задачей выступает преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи ребенка, необходимость
формирования грамматических обобщений, а также формирования синтаксической стороны речи.
При изучении проблемы развития связной речи рассматривается умение ребенка структурно правильно строить текст и использовать необходимые для
этого средства связи (диалог между взрослым и ребенком, в котором взрослый направляет ход мысли малыша и подсказывает способы выражения развернутой
монологической речи). В процессе перехода от диалога к монологу взрослый учит ребенка вначале строить простые высказывания, затем соединять их между
собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается элемент планирования. Это дает возможность научиться составлять пересказ
и самостоятельный рассказ.

Обобщение и осознание языковых явлений выступает как одно из условий успешного усвоения лексики, грамматики, связного высказывания. Осознание
звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребенка к порогу грамоты и, главное, закладывает основы нов ого отношения к языку,
сознательного оперирования им.
Реализация данной методики приводит к крупным сдвигам в речевом и умственном развитии дошкольников. У детей формируется высокая культура речи,
повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном
словесном творчестве (при сочинении сказок, рассказов, загадок, стихов). Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным
стимулом развития высших речевых форм его мышления.
Программа строится с учетом возрастных особенностей речевого развития детей данного возраста. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с
использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в
речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать выводы, учиться их обосновывать,
выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной
деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения
языком, совершенствования речи.

I.2. Цель и задачи реализации Программы
Цель программы: разностороннее и целостное развитие дошкольника на основе формирования эмоционально-творческого мышления в процессе познавательноречевой деятельности.
Задачи программы:
- формирование умений говорения и слушания;
- обогащение активного, пассивного словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- формирование фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- развитие мелкой моторики руки и графических навыков;
- развитие творческого мышления, способностей обучающихся;
- формирование умения управлять волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

Для успешной реализации поставленных задач, Программа предполагает тесное взаимодействие с воспитателями ДОУ и родителями.
Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает
его результативность.
Работа с воспитателями предусматривает: беседы, консультации.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы, рекомендации, папки-раскладки, папки-передвижки,
информационные стенды.
I.3. Отличительные особенности Программы
Данная программа составительская. За основу взяты следующие программы:
 Авторская программа «От звука к букве», составитель Е.В Колесникова.
 Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду, составитель О.С. Ушакова.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Курс одного года обучения составляет 64 часов.
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей и с последующим обучением. Методы обучения, используемые в
работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка.

1.4.

Возраст детей, срок реализации Программы

Программа ориентирована на две возрастные ступени:
- средний дошкольный возраст – (для детей 4- 5 лет);
- старший дошкольный возраст – (для детей 5- 6 лет);
Для каждой группы предназначается свой модуль изучаемой техники в течение учебного года. Учебно-тематическое планирование
образовательного процесса построено по принципу «от простого к сложному» в зависимости от возрастных особенностей детей.
Занятия проводится с октября по май каждого учебного года, всего 8 месяцев в год.
Для детей 4х -5ти, 5ти – 6ти по 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 64 занятия в учебном году.
1.5 Формы и режим непрерывной образовательной деятельности (занятий)
Формы организации детей:
 групповая (совместная образовательная деятельность);
 индивидуальная (самостоятельная деятельность).
Технология организации непрерывной образовательной деятельности (зависит от цели и задач конкретного занятия): организационный
момент (концентрация внимания ребенка на предстоящем виде деятельности), сюрпризный или игровой момент, объяснение цели занятия, способов
выполнения задания, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь педагога в процессе занятия, итог занятия, самооценка
деятельности и продукта деятельности.
Режим непрерывной образовательной деятельности.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4х до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5
до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут.
1.6 Ожидаемые результаты обучения
Обучающиеся первого года обучения должны знать и уметь:













правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и фразовой речи;
правильно и четко произносить согласные звуки «М-МЬ», «Б-БЬ», «П-ПЬ», «Т-ТЬ», «Д-ДЬ», «Н-НЬ», «К», «Г», «Х», «Ф-ФЬ», «В-ВЬ», «Л», «С», «З», «Ц»
изолированно, в словах и фразовой речи;
произвольно регулировать силу голоса, темп речи, речевое дыхание;
использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
понимать значение терминов «звук» и «слово»;
согласовывать слова в словосочетании;
употреблять предлоги в речи, конструировать предложения;
рассказывать по вопросам педагога;
пересказывать текст из 2-3 предложений;
выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры.

Обучающиеся второго года обучения должны знать и уметь:


















правильно и четко произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи (если не произносит какие-либо звуки, необходимо
обратиться к логопеду);
различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие и глухие, громкие и тихие;
делить слова на слоги;
дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
различать слова-названия предметов, признаков, действий;
подбирать слова с противоположным значением;
делить слова на тематические группы по смыслу;
употреблять новые слова в собственной речи;
образовывать слова приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям;
выделять однокоренные слова из группы слов, подбирать однокоренные слова;
согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбирать предлоги к словам;
составлять рассказ-описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам;
рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные фигуры.

1.7 Формы подведения итогов реализации Программы
Прикладное значение изделий, выполненных детьми во время изобразительной деятельности, состоит в том, что они воспитывают привычку
заботиться о людях, которые их окружают. Художественные изделия детей как показатель их творческих успехов, творческого совершенствования
могут предназначаться:

 в подарок взрослому, сверстнику;
 для украшения помещений детского сада;
 для выставки (персональная или коллективная).

для оформления портфолио как способа накопления, фиксации, мониторинга и проектирования индивидуальных достижений ребенка
за определенный период времени (в данном случае портфолио – это своеобразное зеркало основных достижений ребенка, в которых он может
заглянуть сам и увидеть свое творческое отражение);
 для участия в конкурсах различного уровня.
Работы оформляются ежемесячно в виде тематической выставки, в конце года проводится выставка с презентацией работ детей на
родительском собрании, творческом вечере, празднике и т.д.
II. Содержательный раздел
2.1. Учебный план
№ п/п
1.
2
3

Раздел, жанры, тема
Гласные звуки, буквы
Согласные звуки
Развитие связной речи

4
Развитие мелкой моторики
Итого за год

Общее кол-во часов
1-й модуль (для детей 4х-5ти лет)
21
53

Из них теории

Из них практики

10
23

11
20

в течение курса
в течение курса

64
2-й модуль (для детей 5ти-6ти лет)
15
6
9
6
9

33

31

Слово. Слог.
1.
5
10
Согласные свистящие звуки
2
2
4
Согласные шипящие звуки
3
3
6
Согласные сонорные звуки
4
2
4
Согласные
парные
звуки
5
3
6
в течение курса
6
Развитие связной речи
в течение курса
7
Развитие мелкой моторики
8
Гласные. Ударные, безударные
19
3
16
Итого за год
64
18
46
 Учебный час по Программе в соответствии Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.4.1.3049- «Санитарноэпидемилогическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
учреждений» от 30 июля 2013г: средняя группа -20 мин; старшая группа 25 мин;

2.2. Календарный учебный график
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность учебного
года (недель):
первое полугодие (кол-во недель)
второе полугодие (кол-во недель)
Продолжительность зимних
каникул
Продолжительность летних
каникул
Продолжительность учебной
недели
Всего занятий в неделю
Продолжительность занятий
Продолжительность перерыва
между занятиями
Учебная нагрузка в месяц
количество/ час/ мин
Учебная нагрузка в год
количество/ час/мин
Количество занятий в первом
полугодии
Количество занятий во втором
полугодии
Сроки проведения педагогической
диагностики вводной /итоговой

Модуль (возрастная категория)
2-й модуль (для детей 4х-5ти лет)
3-й модуль (для детей 5ти-6ти лет)
01.10. 2021 года
30.06.2022 года
36 недели
13 недель (01.10.2021 - 30.12.2021)
24 недель (10.01.2022 - 30.06.2022)
31.12.2021 - 09.01.2022
01.07.2022 - 31.08.2022
5 дней
2
20
10 мин

2
25
10 мин

8/2 час 40 мин

8/3часа 20 мин

64/21 час 33 мин

64/26 часов 36 мин

24

24

48

48
Вводная - октябрь
Итоговая - июнь

1-й модуль (для детей 4х-5ти лет)
Содержание первого года обучения
Содержание работы первого года обучения строится с учетом возрастных особенностей речевого развития ребенка 4-5 лет. Для этого возраста характерно
стремление к подражанию (в том числе и звукоподражанию), к освоению образцов чужой речи; интенсивное пополнение словаря, способность слышать и
понимать вопросы взрослого и отвечать на них. В тоже время ребенок еще не готов к вступлению в полноценную коммуникацию, к диалогу с собеседником;
освоение грамматического строя только начинается.

Эти особенности и определяют содержание работы по развитию речи.
1.Расширение словаря:
- введение в активный словарь новых слов и понятий;
- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
- развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова.
2. Развитие грамматического строя речи:
- формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом («Назови ласково»), форм числа имен существительных («Скажи со словом
«много»);
- формирование навыка согласования слов в словосочетании;
- развитие умения употреблять предлоги в речи;
- развитие умения конструировать предложения.
3. Знакомство со звуками, отработка правильного звукопроизношения:
- развитие артикуляционного аппарата;
- знакомство со звуками русского языка;
- развитие умения узнавать звуки; слышать повторяющиеся согласные звуки, правильно произносить звуки.
4. Развитие связной речи:
- ответы на вопросы взрослого;
- пересказ текстов из 2-3 предложений;
- рассказывание по вопросам педагога.
5. Развитие мелкой моторики руки и графических навыков:
- развитие движений пальцев и кистей рук;
- рисование различных линий (горизонтальных, вертикальных, округлых), штриховка несложных фигур.

2.3.
№
п/п

Название темы

Учебно-тематический план
Количество часов
теоретические

1
Вводное занятие
2
Гласные звуки
3
Согласные звуки
4
Развитие связной речи.
5
Развитие мелкой моторики.
6
Заключительное занятие
Итого:

практические

0,5
10
22

0,5
10
20
в течение курса
в течение курса

0,5
33

0,5
31
64

2.4.

Тематическое содержание занятий

Название темы

Количество часов
Теоретич.

Вводное занятие
Звук «А». Пересказ сказки «Курочка Ряба». Рисование дорожек.
Звук «У». Составление описательного рассказа об игрушке. Рисование
дорожек.
Звук «О». Составление сравнительно-описательного рассказа об
игрушке. Рисование дождика из тучки.
Звуки «А», «У», «О». Рассматривание картины «Мы играем в кубики».
Развитие моторики.
Звук «Ы». Составление коротких рассказов. Рисование дорожек.
Звук «Э». Рассказывание по набору игрушек. Составление
повествовательного рассказа. Рисование дорожек.
Звук «И». Образование названий детенышей животных. Рисование
зернышек.
Звуки «Ы», «Э», «И». Развитие моторики.
Звуки «М-МЬ». Пересказ сказки «Репка». Развитие моторики.
Звуки «Н-НЬ». Игра «Чудесный мешочек Буратино». Качества и
действия предметов. Рисование ниточек к шарикам.
Звуки «Б-БЬ». Образование повелительной формы глаголов.
Составление описательного рассказа об игрушке. Игра «Узнай по
голосу». Развитие моторики.
Звуки «П-ПЬ». Рисование колес к вагончикам.
Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Описание куклы. Называние предметов
одежды. Развитие моторики.
Звуки «Д-ДЬ». Называние качеств и действий предметов. Оставление
рассказа по вопросам. Рисование домика.
Звуки «Т-ТЬ». Рассказывание по картине «Катаемся на санках».
Развитие моторики.
Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Рисование шариков на елке.
Звук «Г». Рассказывание по картине «Троллейбус и игрушки». Развитие
моторики.
Звук «К». Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок». Развитие
моторики.
Звуки «Г», «К». Активизация прилагательных. Рисование дорожек.
Звуки «В-ВЬ». Описание предметов. Активизация прилагательных.
Рисование ручек к ведеркам.
Звуки «Ф-ФЬ». Рассказывание по набору игрушек. Называние
предметов одежды. Закрашивание предметов одежды.

0,5
0,5
0,5

Практич.
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Развитие моторики.
Звук «Х». Составление рассказа по серии картинок. Развитие моторики.
Звуки «Л-ЛЬ». Описание предметов и игрушек. Рисование клубочков
для котят.
Звуки «С-СЬ». Пересказ сказки «Козлята и волк».
Звуки «З-ЗЬ». Рассказывание по картине «Куры».
Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ». Описание посуды. Развитие моторики.
Звук «Ц». Рассказывание по сюжетным картинкам. Рисование
зернышек цыплятам.
Закрепление пройденного материала (гласные звуки). Рассказывание по
предметным картинкам. Штриховка контуров предметов.
Закрепление пройденного материала (гласные звуки). Название
предметов мебели. Игра «Малыши спрятались». Штриховка контуров
предметов.
Закрепление пройденного материала (согласные звуки). Рассказывание
по сюжетным картинкам. Штриховка контуров предметов.
Закрепление пройденного материала (согласные звуки). Рассказывание
на тему из личного опыта. Рисование листочков на березе.
Закрепление пройденного материала (согласные звуки). Описание
предметов и игрушек. Штриховка контуров предметов.
Закрепление пройденного материала (согласные звуки). Штриховка
контуров предметов, рисование дорожек.
Заключительное занятие

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2-й модуль (для детей 5ти-6ти лет)
Содержание второго года обучения
В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их
функциональные признаки. Они начинают подбирать антонимы и синонимы. Речь становится связной и последовательной, происходит п ереход от ситуативной
речи к контекстной. Развивается как диалогическая, так и монологическая речь. Дети овладевают практически правильным произношением всех звуков родного
языка. У них формируется осознание своих произносительных умений.
1. Лексическая работа:
- наблюдение над лексическим значением слов-названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным
значением в речи;
- обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город», «Осень» и т.д.);
- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;
- обучение употреблению новых слов в собственной речи.
2. Развитие грамматического строя устной речи:
- наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнения в образовании слов по образцу
(«Назови ласково»);

- наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;
- образование и употребление форм слов, согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Скажи со словами один, два, пять»,
«Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много» и т.д.);
- обучение составлению словосочетаний и предложений, распространению предложений;
- выделение предлогов из словосочетаний и предложений, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.
3. Развитие связной речи:
- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;
- обучение подробному пересказу текста со зрительной опорой;
- обучение составлению рассказа-описания по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам и т.д.
4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие умения различать звуки: гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова, делить слова на слоги.
5. Развитие мелкой моторики руки и графических навыков:
- развитие движений пальцев и кистей рук;
- рисование различных линий (горизонтальных, вертикальных, округлых), штриховка несложных фигур.

2.5.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого:

Название темы
Вводное занятие
Слово. Слог.
Согласные свистящие звуки
Согласные шипящие звуки
Согласные сонорные звуки
Согласные парные звуки
Развитие связной речи.
Развитие мелкой моторики.
Гласные. Ударные, безударные
Заключительное занятие

Учебно-тематический план
Количество часов
теоретические
практические
0,5
0,5
4
10
2
4
3
6
2
4
3
6
в течение курса
в течение курса
3
15
0,5
0,5
18
46
64

2.6.
Название темы

Тематическое содержание занятий

Количество часов
Теор.
Практ.
Вводное занятие
0,5
0,5
Игрушки. Знакомство с многообразием слов, моделированием. Рисование 0,5
0,5
коротких, отрывистых линий.
Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий на 0,5
0,5
двух похожих рисунках. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».
Осень. Сравнение по звучанию, знакомство с протяженностью слов (длинные и 0,5
0,5
короткие), моделированием. Рисование иголок к ежикам.
Многообразие слов, звучание их звонко, громко, тихо. Диалоговая речь. 0,5
0,5
Составление рассказа по сюжетной картине. Рисование солнышка.
Сравнительно-описательный рассказ. Многообразие слов, деление слов на 0,5
0,5
слоги. Рисование иголок на елках.
Дом. Многообразие слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух 0,5
0,5
похожих рисунках
Семья. Многообразие слов, игра «Подскажи словечко», нахождение 0,5
0,5
несоответствий в рисунках.
Посуда. Составление рассказа по картине «Мама моет посуду». Многообразие 0,5
0,5
слов, деление слов на слоги. Рисование дорожек.
Загадка-описание. Составление рассказа-описания по схеме. Звуки «С-СЬ». 0,5
0,5
Знакомство с твердыми и мягкими согласными. Раскрашивание листиков.
Звуки «З-ЗЬ». Знакомство с твердыми и мягкими согласными. Рисование ушей 0,5
0,5
зайчикам.
Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ». Твердые и мягкие согласные, моделирование, 0,5
0,5
нахождение различий в двух похожих рисунках.
Овощи. Описание овощей (цвет, форма, качества, классификация). Звук «Ц». 0,5
0,5
Рисование огурцов.
Фрукты. Описание овощей (цвет, форма, качества, классификация). Звук «Ш». 0,5
0,5
Рисование шариков.
Зима. Звук «Ж», моделирование. Рисование желудей
0,5
0,5
Одежда. Звуки «Ш-Ж», моделирование. Рисование дорожек.
0,5
0,5
Обувь. Обучение пересказу. Звук «Щ», моделирование. Рисование щеток.
0,5
0,5
Пересказ рассказа «Таня не боится мороза». Звук «Ч», моделирование. 0,5
0,5
Рисование предметов.
Звери. Звуки «Ч-Щ», моделирование, нахождение различий в двух похожих 0,5
0,5
рисунках.
Домашние животные. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». 0,5
0,5
Звуки «Р-РЬ». Закрашивание предметов.
Отгадывание загадок. Звуки «Л-ЛЬ», моделирование. Рисование неваляшки.
0,5
0,5

Описание предметов. Звуки «М-МЬ». Рисование мишки.
Составление рассказа по сюжетной картине. Звуки «Б-БЬ», моделирование.
Рисование бус.
Звуки «К-КЬ». Закрашивание овощей.
Птицы. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка». Звук «Г», нахождение
различий в двух похожих рисунках.
Транспорт. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд». Прямая речь. Звуки «Г-К»,
моделирование. Закрашивание предметов.
Составление сравнительно-описательного рассказа. Звуки «Д-ДЬ». Штриховка
и рисование кругов.
Весна. Звуки «Т-ТЬ», моделирование. Рисование тучи из зонтика.
Составление рассказа по серии предметных картинок. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ»,
моделирование. Рисование домика.
Праздники. Составление рассказа по сюжетной картине. Закрепление пройденного
материала Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». Штриховка.
Закрепление пройденного материала. Звуки «Р-РЬ», «Ш», моделирование.
Раскрашивание предметов.
Лето. Закрепление пройденного материала. Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ», моделирование.
Раскрашивание предметов.
Ягоды. Закрепление пройденного материала. Штриховка.

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Пересказ рассказа «Помощница». Закрепление пройденного материала. Штриховка. 0,5
Обучение пересказу и составление рассказа по сюжетной картине. Закрепление 0,5
пройденного материала. Штриховка.
Заключительное занятие
0,5

0,5
0,5

III.

Организационный раздел

3.1. Условия для реализации Программы
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ:
Для успешной реализации программы необходимы:






кабинет, отвечающий всем санитарно-гигиеническим требованиям;
столы ученические;
стулья ученические;
доска меловая, магнитная;
доска маркерная, магнитная.

0,5

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:











наборное полотно;
алфавит;
набор букв (раздаточный материал);
набор звуковых карточек (раздаточный материал);
наборы дидактических игр по темам;
игрушки;
набор предметных картинок;
наборы сюжетных картинок;
демонстрационный материал «Пословицы и поговорки», «Звуки и буквы»;
картины серии «Домашние животные», «Дикие животные», «Звучащее слово».

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
1. Колесникова Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2007.
2. Колесникова Е.В. Раз - словечко, два – словечко. Рабочая тетрадь для обучающихся 3-4 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2007.
3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента», 2007.
4. Колесникова Е.В. От слова к звуку. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2007.
5. Ушакова О.С., Сохин Ф.А., Арушанова Г.А. Занятия по развитию речи в детском саду. – М.: Просвещение, 2008.

3.2. Характеристика методов, приемов и средств образовательной деятельности
по освоению содержания Программы
В основе построения занятий лежит технология проблемно-диалогического обучения. Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе
деятельностного метода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выделения существенных
признаков. Именно в самостоятельной деятельности ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее, выбирая пути и способы
достижения результата. Он постепенно овладевает умением соотносить цель и результат, элементами самоконтроля, адекватной оценкой своих действий и
результата.
В процессе обучения используются следующие методы:
 наглядный: показ, демонстрация;
 словесный: беседа, объяснение материала;
 практический: систематические упражнения.
Используемые приемы:
 анализ, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация (направлены на комплексное развитие речи);
 создание проблемно-поисковых ситуаций;

 постановка творческих задач;
 создание ситуации успеха.
Возрастные особенности детей дошкольного возраста предполагают использование игровой формы деятельности. Педагог, независимо от характера
игровой деятельности, ее назначения (свободная она или организованная), направляет процесс познания ребенком, включаясь непосредственно в игру, обогащая
при этом представления детей. И поэтому на занятиях используется большое количество речевых игр. Дидактические игры являются не только формой усвоения
знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. В каждое занятие включены
физкультминутки, которые органически вливаются в занятие и служат решению поставленных задач. Для физкультминуток используются игровые упражнения,
направленные на развитие общей моторики, двигательных функций рук, зрительно-моторной координации, а также на речевое развитие. Кроме того, эти
упражнения содействуют развитию памяти, четкости произношения, плавности и выразительности речи – в игровой ситуации слова и движения запоминаются
лучше.

3.3. Методические рекомендации
Работа с дошкольниками строиться на основе следующей системы принципов:
- Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности (по Л. Занкову). Это создает условия для проявления индивидуальных и возрастных
особенностей детей (смысл этого важного принципа базируется на учении Л. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития: работа строится с
опорой на зону ближайшего развития ребенка, что помогает полнее и ярче раскрыть его потенциальные возможности).
- Личностно-ориентированный принцип. Учитывается уровень подготовленности обучающегося, опыт его собственной жизнедеятельности, индивидуальные
возможности.
- Деятельностный принцип. Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми.
Данные принципы не только обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей; формирования у них позна вательных
интересов и творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное
благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха обеспечивают не только
познавательное развитие детей, но и их нормальное психофизиологическое состояние.

IV. Мониторинговый раздел
С помощью средств мониторинга можно оценить продвижения дошкольника в рамках данной программы. Форма проведения мониторинга
преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ
продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в
специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Анализ развития позволяет оценить эффективность программы. Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на
основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
Контроль реализации программы осуществляется на двух уровнях.

Поурочный контроль. Его цель – проверка степени усвоения каждым учащимся изучаемого материала, отработка практических навыков, своевременное
выявление возникающих проблем в ходе реализации программы с целью их устранения. Поурочный контроль проводится методом наблюдения.
Поэтапный контроль. Его цель – получение поэтапных срезов и итогового результата реализации программы.
Поэтапный контроль осуществляется в три приема.
 Входящий (начальный уровень развития знаний и умений по предмету).
 Промежуточный (уровень усвоения программы за полгода).
 Итоговый (уровень усвоения программы за учебный год).
Контроль осуществляется в форме тестирования для детей 4-6 лет.

4.1. Тестовые материалы.
Оценка уровня освоения содержания Программы
Низкий –ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает
грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в
определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в
тетради недостаточна.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к
речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок
может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми
средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в
слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет
богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

У рове н ь
ус вое ни я
Ф .И . ре бё нка

н

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10
Вы с ок ий

Средн ий

Низ ки й
к
н

Сл ов арный запас

к

О пре де л я ет
пе рв ый
зв ук
с л ов е

н
н

к

Вл аде е т
диал огич е с кой
м онол огич ес кой
ре ч ью
Р ас с казыв ае т
с оде ржании
с юже т ной
карт инки

И т ог
пе рв ого
пол угодия
Коне ц года

н
н
н
н
н
н

к
к
к

о

и

Сл ов о

в

Согл ас ов ыв ае т
с л ов а
пре дл оже нии

к

П одбирае т
к
с уще с т в ит е л ь -ном у
не с кол ько
прил агат е л ьных

Зв ук

П рав ил ьно
упот ре бл я ет с л ов а,
обознач ающие
назв ания
пре дм е т ов,
признаков ,
де йс т в ий

в

Разде л

Н аходит сл ов а с
заданным зв уком

№

О пре де л я ет м е ст о
зв ука в с л ов е

Д иа г ност ич е ска я ка р т а

Ре ч ь
И тог

к
к
к

V. Список использованной литературы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения и занятия с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – Тула, 2002.
3. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 2009.
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 2000.
5. Васильева И.И., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль.: Академия развития, 2001.
6. Дорофеева А.М. Развитие речи. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
7. Жукова Н.С. Домашний букварь. – Екатеринбург, 2008.
8. Карпенко М.Т. Сборник загадок. – М., 2000.
9. Колесникова Е.В. От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты. – М.: М.: Издательство «Ювента», 2001.
10. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М., 2015.
11. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М.: Школьная пресса, 2003.
12. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. Под ред. О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2016.
13. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. – М.: Просвещение, 2004.
14. Скажи по- другому. Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии. Под ред. О.С. Ушаковой. – Самара, 2007.
15. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. - М.: Просвещение, 2001.
16. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Сфера, 2001.
17. Ушакова О.С. Диагностика речевого развития дошкольников. - М.: Исследовательский Центр семьи и детства, 2007.
18. Юртайкина Т.М. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Совершенство, 2000


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».