Содержание дополнительной общеразвивающей программы (далее – Программа) I. П. III. VI. V. 2 Целевой раздел. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………...3 1.1. Актуальность, направленность и новизна Программы………………………………………………………………3 1.2. Цель и задачи реализации Программы……………………………………………..…………………………………4 1.3. Отличительные особенности Программы……………………………………………………………………………4 1.4. Возраст детей, срок реализации Программы…………………………………………………………………………5 1.5. Формы и режим непрерывной образовательной деятельности (занятий)…………………………………………....6 1.6. Ожидаемые результаты обучения……………………………………………………………………………………..6 1.7. Формы подведения итогов реализации Программы…………………………………………………………………9 Содержательный раздел…………………………………………………………………………………………….……......10 2.1. Учебный план…………………………………………………………………………………………………………10 2.2. Календарный учебный график………………………………………………………………………………………..11 1-я ступень (для детей 5ти-6ти лет) …………………………………..……………………………………………………..12 Модуль «От слова к букве» (речевое развитие) ……………………………..………………………………………........12 2.3. Учебно-тематический план …………………………………………………………………………………………..12 2.4. Тематическое содержание занятий …………………………………………………………………………...……..13 Модуль «Математические ступеньки» (развитие математических способностей)………………………………….14 2.5. Учебно-тематический план …………………………………………………………………………………………..14 2.6. Тематическое содержание занятий …………………………………………………………………………………..15 Модуль «Зеленая тропинка» (познавательное развитие). ……………………………………………….……………...16 2.7. Учебно-тематический план ………………………………………………………...………………………...………16 2.8. Тематическое содержание занятий …………………………………………………………………………………..17 2-й ступень (для детей 6ти-7ми лет) ………………………………………………………..……………………………….18 Модуль «От слова к букве» (речевое развитие) ………………………………………………………………………..…18 2.9. Учебно-тематический план …………………………………………………………………………………………...19 2.10. Тематическое содержание занятий …………………………………………………………………………………..19 Модуль «Математические ступеньки» (развитие математических способностей)…………………………………..21 2.11. Учебно-тематический план …………………………………………………………………………………………..21 2.12. Тематическое содержание занятий …………………………………………………………………………………..21 Модуль «Зеленая тропинка» (познавательное развитие). ……………………………………………….………………22 2.13. Учебно-тематический план ……………………………………………………………………………………………23 2.14. Тематическое содержание занятий ……………………………………………………………………………………23 Организационный раздел 3.1. Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой) ...………….…………….24 3.2. Методические рекомендации…………………………………………………………………………………………..25 Мониторинговый раздел 4.1. Оценка уровня освоения содержания Программы……………………………………………………………………...25 4.2. Диагностические тесты на определение психологической готовности детей к школьному обучению……………26 Список использованной литературы…………………………………………………………………………………………37 I. Целевой раздел Пояснительная записка I.1. Актуальность, направленность и новизна Программы Рабочая программа для подготовки детей 5-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2013), рекомендованной Министерством образования РФ, с возможной коррекцией в связи с особенностями поступающих детей, требованием социального запроса, пожеланиями родителей, индивидуальным видением педагога. Актуальность Программы «Преемственность» обусловлена решением вопросов выравнивания стартовых возможностей дошкольников с учетом проблемы разного уровня подготовленности детей, затрудняющего их адаптацию к условиям школьной жизни. Программа не допускает дублирования программ первого класса. Она обеспечивает формирование ценностных установок, ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития, обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности, организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности, готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Программа «Преемственность» инвариативна и готовит к любой системе школьного образования. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Новизна Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. Не подготовленный к школе ребенок не всегда может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, он не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения - личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В сфере экономических и политических преобразований нашего общества от учителя начальных классов требуется совершенствование всей системы учебно-воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка. От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождения в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Педагогическая целесообразность Программы Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и 3 заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования. I.2. Цель и задачи реализации Программы Цель программы - создать условия для развития детей старшего дошкольного возраста для успешной адаптации к школе, формировать готовность дошкольников к обучению, развивать интеллектуальные качества, творческие способности будущих школьников. Задачи. обеспечить единые стартовые условия для детей, поступающих в школу; помочь родителям квалифицированно подготовить ребенка к школе; обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, комфортный переход ребенка в школу; сохранить и укрепить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе; заложить основы доброжелательного отношения со сверстниками, выработать навыки общения с разными партерами; содействовать формированию волевой готовности, т.е. способности подчиняться правилам и требованиям школы, взрослых, умению управлять своим поведением, умственной деятельностью; развивать познавательно-исследовательскую деятельность (экспериментирование с реальными и символическими объектами); совершенствовать навыки практически-бытовой деятельности, связанной с навыками самообслуживания. I.3. Отличительные особенности Программы Отличительной особенностью данной Программы является то, что она представляет собой систему подготовки, основой которой является интегрированный курс, объединяющий все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы. Программа «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным и начальным общим образованием и рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одного образовательного уровня на другой, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям. Важнейшей составляющей педагогического компетенций. Программа базируется на следующих принципах: • непрерывности развития ребенка; 4 процесса является личностно- ориентированный подход, развитие личностных • • • • • • общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей; развития творческих способностей у детей; развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания; развития и укрепления здоровья личности; развития духовно-нравственных убеждений личности; развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования. Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: • ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; • создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; • организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; • подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; • обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности. • • • • • • • Основными принципами подготовки к обучению являются: единство развития, обучения и воспитания; учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей; уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий, вариативность содержания и форм проведения занятий; систематичность и последовательность занятий; наглядность. В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия. 1.4. Программа ориентирована на 2 возрастные ступени: - старший дошкольный возраст – (для детей 5- 6 лет); 5 Возраст детей, срок реализации Программы - подготовительный к школе возраст – (для детей 6-7 лет). Для каждой группы предназначается свой модуль изучаемой техники в течение учебного года. Учебно-тематическое планирование образовательного процесса построено по принципу «от простого к сложному» в зависимости от возрастных особенностей детей. Занятия проводится с октября по июнь каждого учебного года, всего 9 месяцев в год. Для детей 5ти – 6ти, 6ти – 7ми лет проводятся по 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц, 72 занятия в учебном году. 1.5 Формы и режим непрерывной образовательной деятельности (занятий) Формы организации детей: групповая (совместная образовательная деятельность); индивидуальная (самостоятельная деятельность). Технология организации непрерывной образовательной деятельности (зависит от цели и задач конкретного занятия): организационный момент (концентрация внимания ребенка на предстоящем виде деятельности), сюрпризный или игровой момент, объяснение цели занятия, способов выполнения задания, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная помощь педагога в процессе занятия, итог занятия, самооценка деятельности и продукта деятельности. Режим непрерывной образовательной деятельности. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет - не более 30 минут. 1.6 Ожидаемые результаты обучения К ожидаемым результатам реализации Программы относятся: • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников; • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста; • формирование его готовности к систематическому обучению. Програма «Преемственность» нацелена на подготовку старшего дошкольника к достижению личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов. Личностными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений: • определять и высказывать под руководством учителя самые простые - общие для всех правила поведения (этические нормы); • в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя); • при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей; 6 • понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я - «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей; • выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы; • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам; • объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему. Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый личностный результат. Метапредметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных. Регулятивные УУД: • • • • • • • учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться проговаривать последовательность действий на занятии; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса; учиться оценивать результаты своей работы. Познавательные УУД: 7 учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях; сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки); классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта; учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем; учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и уже известного; простейших моделей, заменять слово, предложение схемой). Коммуникативные УУД: • • • • • • • • называть свои фамилию, имя, домашний адрес; слушать и понимать речь других; учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения; учиться оформлять свои мысли в устной форме; строить понятные для партнера высказывания; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности; совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им; сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов; • учиться выполнять различные роли при совместной работе. Предметными результатами предшкольной подготовки является формирование следующих умений. Обучению чтению и письму: • • • • • • • • • • • • отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения; рассказывать наизусть небольшое стихотворение; конструировать словосочетания и предложения; определять количество слов в предложении; составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги, выделяя ударный слог; различать звуки и буквы; узнавать и различать буквы русского алфавита; правильно держать ручку и карандаш; аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. Введение в математику: 8 • • • • • • продолжать заданную закономерность; называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; вести счет предметов в пределах 10; соотносить число предметов и цифру; сравнивать группы предметов с помощью составления пар; составлять математические рассказы и отвечать на поставленные учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; • классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию; • устанавливать пространственно-временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; • распознавать известные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку и изображать простейшие фигуры «от руки»; • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. Окружающий мир: • распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; • перечислять в правильной последовательности времена года; • перечислять в правильной последовательности времена года и суток; • называть основные признаки времен года. Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов – создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность. 1.7 Формы подведения итогов реализации Программы • проведение «Дня открытых дверей» для родителей; • итоговая выставка творческих работ детей. Способы определения результативности: • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями; 9 • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста; • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями. Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагоги и педагог-психолог. II. Содержательный раздел 2.1. Учебный план Учебный план разработан в соответствии с программой «Преемственность» под редакцией Н.А. Федосовой. Программа состоит из следующих модулей: • «От слова к букве» (речевое развитие); • «Математические ступеньки» (развитие математических способностей); • «Зеленая тропинка» (познавательное развитие). Модуль «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. Модуль «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы. Модуль «Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости. № п/п 10 Наименование курса Общее кол-во часов Из них теории 1-я ступень (для детей 5ти-6ти лет) 24 12 Из них практики 1. «От слова к букве» (речевое развитие) 2. «Математические ступеньки» (развитие математических способностей) 24 12 12 3. «Зеленая тропинка» (познавательное развитие) 24 12 12 12 Итого за год 72 2-я ступень (для детей 6ти-7ми лет) 24 36 36 12 12 1. «От слова к букве» (речевое развитие) 2. «Математические ступеньки» (развитие математических способностей) 24 12 12 3. «Зеленая тропинка» (познавательное развитие) 24 12 12 Итого за год 72 36 36 Учебный час по Программе в соответствии Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.4.1.3049- «Санитарноэпидемилогическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 30 июля 2013г: старшая группа 25 мин; в подготовительной к школе группе 30 мин. 2.2. Календарный учебный график Содержание Начало учебного года Окончание учебного года Продолжительность учебного года (недель): первое полугодие (кол-во недель) второе полугодие (кол-во недель) Продолжительность зимних каникул Продолжительность летних каникул Продолжительность учебной недели Всего занятий в неделю Продолжительность занятий Продолжительность перерыва между занятиями Учебная нагрузка в месяц количество/ час/ мин 11 Ступень (возрастная категория) 1-я ступень(для детей 5ти-6ти лет) 2-я ступень (для детей 6ти-7ми лет) 01.10. 2021 года 30.06.2022 года 37 недели 13 недель (01.10.2021 - 30.12.2021) 24 недель (10.01.2022 - 30.06.2022) 31.12.2021 - 09.01.2022 01.07.2021 - 31.08.2022 5 дней 2 25 10 мин 2 30 10 мин 8/3часа 20мин 8/4 часа 00 мин Учебная нагрузка в год количество/ час/мин Количество занятий в первом полугодии Количество занятий во втором полугодии Сроки проведения педагогической диагностики вводной /итоговой 64/26 часов 36 мин 64/32 часа 00 мин 24 24 48 48 Вводная - октябрь Итоговая - июнь 1-я ступень (для детей 5ти-6ти лет) Модуль «От слова к букве» (речевое развитие) Отличительной чертой данного курса является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Задачи развития речи: расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей; формирование грамматического строя речи ребенка; совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопрос, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведениям); создание речевых высказываний различных типов. Задачи по подготовке детей к обучению чтению входит: развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению. Работа по развитию артикуляционного аппарата; чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, загадок; беседа о прочитанном по вопросам педагога; разучивание наизусть и выразительное чтение. 2.3. № п/п 1 2 3 Итого: 12 Учебно-тематический план Темы Развитие и совершенствование устной речи Звукопроизношение Подготовка к обучению чтению Количество часов 6 6 12 24 2.4. Тематическое содержание занятий № п/п Месяц проведения Темы Количество часов 1 октябрь 1 2 октябрь 3 4 октябрь ноябрь 5 ноябрь 6 ноябрь 7 Декабрь 8 декабрь 9 10 январь январь 11 январь 12 февраль 13 февраль 14 февраль 15 март 16 17 18 19 Март Апрель Апрель Апрель Неречевые и речевые звуки. Понятие буквы и звука. Гласные буквы «а», «о» и звуки [а], [о]. Чтение слогов с изученными буквами. Гласные буквы «у», «и» и звуки [у], [и]. Чтение слогов с изученными буквами. Гласные буквы «э», «ы» и звуки [э], [ы]. Чтение слогов с изученными буквами. Согласные звуки [н] и [р]. Чтение слогов с изученными буквами. Определение места звука в слове. Согласные звуки [л], [м]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Придумывание рассказа. Твердые и мягкие согласные звуки. Согласные звуки [п], [п']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ услышанного текста. Согласные звуки [х], [х']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Определение места звука в слове. Согласные звуки [б], [б']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Определение места звука в слове. Согласные звуки [т], [т']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа Согласные звуки [д], [д'] и [к], [к']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Деление слов на слоги Согласные звуки [г], [г'] и [в], [в']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Определение места звука в слове. Согласные звуки [с], [с'] и [з], [з']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ текста. Твёрдый согласный звук [ж]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Деление слов на слоги Твёрдый согласный звук [ш]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа. Твёрдый согласный звук [ц]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Определение места звука в слове. Согласные звуки [ф], [ф']. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление сказки. Согласный звук [й’]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Анализ текста Согласный звук [ч’]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Деление слов на слоги Согласный звук [щ’]. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Составление рассказа по 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 Май Май Май июнь Июнь картине. Гласные буквы. Изучение «я», «ю». Определение места звука в слове. Гласные буквы. Изучение «е», «ё». Деление слов на слоги. Буква ь знак. Чтение слогов и слов с мягким знаком Буква ъ знак. Чтение слогов и слов с твердым знаком Чему мы научились (открытое занятие для родителей). Подведение итогов программы подготовки. Игра «Путешествие в стране букв». Итого: 1 1 1 1 1 24 Модуль «Математические ступеньки» (развитие математических способностей) Основными задачами данного курса являются: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления). Увеличение объёма внимания и памяти. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам). Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом. 2.5. № п/п 1 2 3 4 5 6 Итого: 14 Учебно-тематический план Темы Признаки (свойства ) предметов Пространственные отношения Временные представления Цифры и числа от 0 до 10 (счет, задачи) Простейшие геометрические фигуры Содержательно-логические задания на развитие Количество часов 4 3 2 6 5 4 24 2.6. № п/п 15 1 Месяц проведения октябрь 2 октябрь 3 октябрь 4 ноябрь 5 ноябрь 6 декабрь 7 декабрь 8 декабрь 9 январь 10 январь 11 январь 12 февраль Тематическое содержание занятий Темы Выявление подготовленности к обучению математике. Счет предметов на основе наглядности до 10 прямой. Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Счет предметов до 10. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины. Интерактивная игра «Удивительные фигуры» Сравнение предметов по цвету, размеру, форме. Счет предметов до 10. Знакомство с геометрическими фигурами: треугольник, прямоугольник, круг. Составление из геометрических фигур: дома, машины. Интерактивная игра «Удивительные фигуры» Счет предметов до 10. Ориентировка в пространстве. Составление из палочек геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Счет предметов до 10. Ориентировка в пространстве. Составление из палочек геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник. Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». Составление геометрических фигур из палочек. Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов. Отношение «больше», «меньше», «столько же», «высокий - низкий». Составление геометрических фигур из палочек. Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношение их с количеством предметов. Пространственные и временные отношения: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за». Счет предметов от 1 до 10. Пространственные и временные отношения: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «между», «за». Счет предметов от 1 до 10. Понятие «на сколько больше», «меньше», «столько-же». Счет предметов от 1 до 10. Знакомство с цифрой 3. Закрепление навыков счета в пределах 10. Знакомство с цифрой 4. Сравнение предметов по величине. Составление геометрических фигур из палочек. Закрепление навыков счета в пределах 10. Знакомство с цифрой 4. Сравнение предметов 13 февраль 14 март 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Итого: март март апрель апрель апрель май май июнь июнь июнь по величине. Составление геометрических фигур из палочек. Счет предметов от 1 до10. Порядковый и количественный счет. Ориентировка на листе бумаги. Счет предметов от 1 до10. Порядковый и количественный счет. Ориентировка на листе бумаги. Решение задач в стихах. Сравнение предметов. Упражнение на развитие внимания. Прямой счет в пределах 10. Упражнения на развитие памяти. Состав чисел 3,4. Прямой счет в пределах 10. Упражнения на развитие памяти. Состав чисел 3,4. Прямой счет в пределах 10. Упражнения на развитие памяти. Состав чисел 3,4. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. Сравнение предметов. Знакомство с цифрой 5. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. Сравнение предметов. Знакомство с цифрой 5. Числа 1,2,3,4. Закрепление состава чисел 3,4. Сравнение предметов. Знакомство с цифрой 5. Закрепление состава числа 5. Ориентировка в пространстве Закрепление состава числа 5. Ориентировка в пространстве Итоговое занятие 24 Модуль «Зеленая тропинка» (познавательное развитие). Основные задачи: Расширять представления детей о родной стране, области, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей. Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.) 2.7. № п/п 1 2 3 4 5 Итого: 16 Учебно-тематический план Темы Окружающий мир и наша безопасность Звезды, солнце и луна Чудесный мир растений и грибов Наши друзья - животные Круглый год Количество часов 9 2 3 6 4 24 2.8. № п/п 17 1 2 3 Месяц проведения октябрь октябрь ноябрь 4 5 ноябрь ноябрь 6 декабрь 7 8 декабрь декабрь 9 январь 10 январь 11 февраль 12 февраль 13 февраль 14 март 15 март 16 март Тематическое содержание занятий Темы Что такое окружающий мир? Что у нас над головой? Солнце, его форма. Моя семья. С кем я живу. Мой адрес. У меня дома в свободное время. Если хочешь быть здоровым. Правила личной гигиены. Питание Времена года, их признаки Атмосферные явления. Как живут растения? Правила ухода за комнатными растениями. Признаки живого и условия необходимые для жизни. «Угадай цветок»- игра. Растения нашего края. Осень и её признаки. Осенние месяцы. Лиственные и хвойные деревья. Их различие по внешнему виду. Что такое хвоинки? Откуда берётся снег и лёд? Свойства снега и льда. Дикие и домашние животные. Как живут животные? Необходимость для животных тепла, воды, пищи, воздуха, света. Как зимой помочь птицам? Дикие и домашние животные. Как живут животные? Необходимость для животных тепла, воды, пищи, воздуха, света. Как зимой помочь птицам? Где живут слоны? Жаркие районы Земли. Путешествие в Индию. Где живут белые медведи? Холодные районы Земли. Путешествие на Северный полюс. Новый год шагает по планете. Зима и её признаки. Зимние месяцы Мы живём в городе. Мой город, моя страна. Символы Российской Федерации. Гимн, герб, флаг. День Защитника Отечества. Транспорт нашего города. Правила поведения в транспорте. Мы пассажиры ОБЖ. Загадки про транспорт. Как вести себя на улице. Что нас окружает дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. (посуда, мебель, бытовые электроприборы). Что нас окружает дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. (посуда, мебель, бытовые электроприборы). 17 апрель 18 19 20 21 22 23 24 апрель май май май июнь июнь июнь Что нас окружает дома? Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. (посуда, мебель, бытовые электроприборы). Береги себя. Режим дня. Дни недели. Профессии. Космос и его покорители. Пробуждение природы. Весна и её признаки. Весенние месяцы. Обитатели воды – рыбы. Шестиногие малыши. Итоговое занятие. 2-я ступень (для детей 6ти-7ми лет) Модуль «От слова к букве» (речевое развитие) Отличительной чертой данного курса является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму. Задачи развития речи: • расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей; • формирование грамматического строя речи ребенка; • совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.); • создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (Прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? и т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа). Задачи по подготовке детей к обучению чтению входит: формировать умение выделять предложение в тексте и слово в предложении, работать со схемой предложения; совершенствовать умение деления слов на слоги, умение правильно ставить ударение в слове; расширять знание звуков и букв (определение гласных и согласных звуков; ударные и безударные гласные; согласные мягкие-твердые, глухиезвонкие; звуковой анализ слова). 2.9. № п/п 1 18 Темы Развитие и совершенствование устной речи Учебно-тематический план Количество часов 6 2 Звукопроизношение 4 3 Подготовка к обучению чтению 7 4 Подготовка к обучению письму 7 Итого: 24 2.10. № п/п 19 1 Месяц проведения октябрь 2 октябрь 3 октябрь 4 ноябрь 5 ноябрь 6 7 ноябрь декабрь 8 декабрь 9 январь 10 январь 11 январь 12 февраль 13 февраль Тематическое содержание занятий Темы Материалы Речь устная и письменная. Осенняя картина. Предложение. Схема предложения. Составление предложений по опорным схемам на тему: «Осень». Слог. Деление слов на слоги. Обучение детей приемам деления слов на слоги. Ударение. Ударный и безударный слог. Формирование навыка постановки ударения. Понятие буквы и звука. Гласные и согласные звуки и буквы. Гласные буквы «а», «я». Изучение написания букв «а», «я» . Чтение слов с изученными буквами. Гласные буквы «у», «ю» Изучение написания букв «у», «ю». Чтение слов с изученными буквами. Составление предложений по опорным схемам. Гласные буквы «э», «е». Изучение написания букв «э», «е». Чтение слов с изученными буквами. Формирование навыка постановки ударения. Гласные буквы «о», «ё». Изучение написания букв «о», «ё». Чтение и анализ текстов по теме. Гласные буквы «ы», «и». Изучение написания букв«ы», «и». Подбор слов с конкретными гласными звуками. Анализ текста. Согласные звуки [н] и [р]. Изучение написания букв «н», «р». Звуковой анализ слова. Анализ услышанного текста. Согласные звуки [л], [м]. Изучение написания букв «л», «м». Звуковой анализ слова. Составление сказки. Зимняя картина. Схема предложения. Составление предложений по опорным схемам на тему: «Зима». Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [п], [п'] и [б], [б']. Изучение написания букв «п» и «б». Дифференциация звуков. Звуковой анализ слова. Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [т], [т'] и [д], [д']. Изучение написания букв «т» и «д». Дифференциация звуков. Звуковой анализ слова. Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [к], [к'] и [г], [г']. Изучение написания букв «к» и «г». Дифференциация звуков. Звуковой анализ слова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 февраль 15 март 16 март 17 апрель 18 апрель 19 20 апрель май 21 май 22 май 23 июнь 24 июнь Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [с], [с'] и [з], [з']. Изучение написания букв «с» и «з». Дифференциация звуков. Звуковой анализ слова. Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [ф], [ф'] и [в], [в']. Изучение написания букв «ф» и «в». Дифференциация звуков. Звуковой анализ слова. Глухие и звонкие согласные звуки. Согласные звуки [ш], и [ж]. Изучение написания букв «ш» и «ж». Дифференциация звуков. Звуковой анализ слова. Твёрдые согласные звуки [ш], [ж], [ц]. Изучение написания буквы «ц». Чтение слогов и слов с изученными буквами. Ударение. Ударный и безударный слог. Формирование навыка постановки ударения. Анализ услышанного текста. 1 Мягкий согласный звук [й’]. Изучение написания буквы «й». Звуковой анализ слова. Согласные звуки [х], [х']. Изучение написания буквы «х». Дифференциация звуков и букв [х], [х'] и [к], [к']. Мягкие согласные звуки [ч’] и [щ’]. Изучение и написание букв «ч» и «щ». Звуковой анализ слова. Весенняя картина. Схема предложения. Составление предложений по опорным схемам на тему: «Весна». Буквы ъ и ь знаки. Чтение слогов и слов с изученными буквами. Чему мы научились (открытое занятие для родителей). Подведение итогов программы подготовки. Игра «Путешествие в стране букв». Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 Модуль «Математические ступеньки» (развитие математических способностей) Основными задачами данного курса являются: Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества, Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Развитие вариативности мышления, творческих способностей, фантазии, воображения, конструктивных умений. Развитие образного мышления (ощущения, восприятия, представления). Увеличение объёма внимания и памяти. Развитие речи, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих. 20 Формирование общеучебных умений и навыков (умение обдумывать и планировать действия, осуществлять решение, догадываться о результатах и проверять их, строго подчиняться заданным правилам и алгоритмам). Воспитание интереса к предмету и процессу обучения в целом. 2.11. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 Итого: Темы Признаки (свойства ) предметов Пространственные отношения Временные представления Цифры и числа от 0 до 10 (счет, задачи) Простейшие геометрические фигуры Содержательно-логические задания на развитие 2.12. № п/п Месяц проведения 1 октябрь 2 октябрь 3 4 5 6 7 8 9 10 октябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь январь январь 21 Количество часов 4 3 2 6 5 4 24 Тематическое содержание занятий Темы Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. Пространственные представления, взаимное расположение предметов, уточнение значения вопросов: «Сколько?», «Какой?», «Который?». «На», «над», «под». Шире, уже. Справа, слева. Столько же. Больше, меньше. Длиннее, короче. Сравнение предметов. Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур. Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее. Число и цифра 1. Число и цифра 2. Пара. Число и цифра 3. Число и цифра 4.Вверху. Внизу. Число и цифра 5. Число и цифра 0. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Итого: январь февраль февраль март март март апрель апрель апрель май май июнь июнь июнь Равенство. Неравенство. Сложение. Вычитание. Запись выражений на вычитание и сложение Запись и решение равенств. Число и цифра 6. Число и цифра 7. Число и цифра 8. Весёлый счёт. Число и цифра 9. Найди общие элементы. Число 10. Решение задач с помощью рисунков. Счёт предметов в прямом и обратном порядке. Части суток, их последовательность. Значение понятий вчера, сегодня, завтра. Части суток, их последовательность. Значение понятий вчера, сегодня, завтра. Дни недели, их последовательность; название месяцев, года Дни недели, их последовательность; название месяцев, года 24 Модуль «Зеленая тропинка» (познавательное развитие). Основные задачи: Расширять представления детей о родной стране, области, поселке, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей. Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации. Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.) 2.13. № п/п 1 2 3 4 5 Итого: 22 Учебно-тематический план Темы Окружающий мир и наша безопасность Звезды, солнце и луна Чудесный мир растений и грибов Наши друзья - животные Круглый год Количество часов 9 2 3 6 4 24 2.14. Тематическое содержание занятий № п/п Месяц проведения 1 октябрь Живая и неживая природа. Растительный и животный мир осенью. Птицы осенью. 2 октябрь Живая и неживая природа. Растительный и животный мир осенью. Птицы осенью. 3 4 ноябрь ноябрь Овощи и фрукты Труд людей осенью. Откуда хлеб пришёл 5 6 7 8 9 ноябрь декабрь декабрь декабрь январь Насекомые и рыбы. Домашние животные. Дикие животные. Домашние животные. Дикие животные. Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наш гимн. Наша столица. Семья. 10 январь 11 февраль 12 13 14 15 16 17 февраль февраль март март март апрель 18 апрель 19 май 20 21 май май Неживая природа зимой. Растения и животный мир зимой. Труд людей зимой. Неживая природа зимой. Растения и животный мир зимой. Труд людей зимой. Что нас окружает? Быт людей. Одежда. Посуда. Мебель. Электрические приборы. Что нас окружает? Быт людей. Одежда. Посуда. Мебель. Электрические приборы. Что нас окружает? Быт людей. Одежда. Посуда. Мебель. Электрические приборы. Профессии Профессии Транспорт. Виды транспорта. Городской транспорт. Травянистые растения. Кустарники. Разнообразие деревьев. Зелёное чудо - растения. Части растений Неживая природа весной. Растительный и животный мир весной. Труд людей весной. Съедобные и несъедобные ягоды. Съедобные и несъедобные грибы. 22 июнь 23 Темы Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга? Природные явления. 23 24 Итого: июнь июнь Неживая природа летом. Труд людей летом. Растения и животный мир летом. 24 III. Организационный раздел 3.1. Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой) УМК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ 1.Федосова Н.А. и др. Преемственность: Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет// - М.: Просвещение, 2012. 2.Федосова Н.А. и др. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов. // - М.: Просвещение, 2012. УМК ДЛЯ ДЕТЕЙ 1.Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2012. 2.Плешаков А. А. Зеленая тропинка: учеб. Пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2012. 3.Федосова Н.А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012. 4.Федосова Н.А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь № 1. От рисунка к букве. 5.Федосова Н.А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь № 2. Мои первые буквы. 6.Федосова Н.А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь № 3. От звука к слогу. 7.Федосова Н.А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь № 4. От звука к слогу. 3.2. Методические рекомендации Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы по основным направлениям содержания Программы. В течение учебного года работа по Программе должна проводиться систематически. Овладение техникой рисования начинается с выполнения действий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки работы с художественно-изобразительным материалом, внимание, память. На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» взрослого по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно 24 ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при выполнении работы и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя «работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям. Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности. Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире. Важно стараться объединять содержание занятий по Программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы, включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки. Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности. С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе. Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе. Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать специальные выставки детских достижений. IV. Мониторинговый раздел. 4.1. Оценка уровня освоения содержания Программы При освоении курса предусмотрена начальная, промежуточная и конечная диагностика, цель которой выявить уровень освоения программы. Результаты диагностического обследования детей используются в целях проектирования воспитательно-образовательного процесса. Для этого разработаны тестовые методики и диагностические карты. Подбор учебного материала осуществляется с учетом результатов начальной и промежуточной диагностики детей. В конце курса обучения проводится заключительная диагностика, в которой используются те же тестовые методики, но задания в них усложняются. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка, которая ведется в рамках реализации образовательной программы. Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе. Мониторинг детского развития проводится педагогом - психологом и включает в себя оценку физического развития, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Его основная задача - выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка, определить его «зону ближайшего развития» и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия детского потенциала. В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению, Л.И.Божович выделяет: · личностная готовность(мотивационная) · развитие произвольной сферы (эмоционально-волевая готовность) · интеллектуальная готовность Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почётно, наконец, потому что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, всё новое 25 привлекает детей, а в школе практически всё (и классы, и учительница, и систематические занятия) является новым. Однако это ещё не значит, что дети осознали важность учёбы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздоважнее и почётнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Интеллектуальная готовность - не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Однако главное - это наличие у ребёнка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, даёт возможность ребёнку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане. Эмоционально-волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребёнок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. 4.2. Диагностические тесты на определение психологической готовности детей к школьному обучению. Мотивационная готовность: Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника - выявление мотивации учения Оцениваемые УУД: действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения. Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет) Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком. Метод оценивания: беседа Вопросы беседы: 1а. Ты хочешь пойти в школу? 1б. Тебе нравится в школе? 2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное? 3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме? 4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще ничего не знает. Он тебя спрашивает кто такой – «Хороший ученик»? Что ты ему ответишь? 5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты согласишься? 26 6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1 классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться? 7. Представь себе, что к вам домой приехал знакомый родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает? 8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в журнал?» Ключ. Все ответы кодируются буквой А или Б. А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника, Б – балл в счет несформированности внутренней позиции школьника и предпочтения дошкольного образа жизни. 1. Да – А, не знаю, нет – Б. 2. А – называет школьные предметы, уроки; Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.) 3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода) 4. А – указание на отметки, хорошее поведение, прилежание, старательность, заинтересованность в новых знаниях и умениях; Б – нет ответа или неадекватное объяснение; 5. А – нет; Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда) 6. А – школа А, Б – школа Б 7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.) Б – вопросы, не связанные со школой. Если ребенок не связывает вопросы взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?) 8. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки. Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника: 1. положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания; 2. проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; 3. предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988). 27 Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни. 0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу. 1. положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. 2. возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами. 3. сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. 0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б. 1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание ответов А. 2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное содержание. Ответы А преобладают. 3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А. Интеллектуальная готовность Тест школьной зрелости Керна - Йирасека Возраст: Дошкольный 5-7 лет. Цель: Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу. Содержание: тест Керн-Йирасек состоит из 4-х частей: •а) тест “Рисунок человека” (мужской фигуры); •б) копирование фразы из письменных букв; •в) срисовывание точек; •г) опросник. Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительнопространственное восприятие будущего первоклашки, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста). Тест может применяться как индивидуально, так и в группе. Методика проведения Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: Он ел суп. Внизу вы рисуете группу точек так, как показано на рис. Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию. Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста. Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д. 28 Тест “Рисунок человека” Задание. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Оценивание 1 балл: нарисована мужская фигура (элементы мужской одежды), есть голова, туловище, конечности; голова с туловищем соединяется шеей, она не должна быть больше туловища; голова меньше туловища; на голове – волосы, возможен головной убор, уши; на лице – глаза, нос, рот; руки имеют кисти с пятью пальцами; ноги отогнуты (есть ступня или ботинок); фигура нарисована синтетическим способом (контур цельный, ноги и руки как бы растут из туловища, а не прикреплены к нему. 2 балла: выполнение всех требований, кроме синтетического способа рисования, либо если присутствует синтетический способ, но не нарисованы 3 детали: шея, волосы, пальцы; лицо полностью прорисовано. 3 балла: фигура имеет голову, туловище, конечности (руки и ноги нарисованы двумя линиями); могут отсутствовать: шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах. 4 балла: примитивный рисунок с головой и туловищем, руки и ноги не прорисованы, могут быть в виде одной линии. 5 баллов: отсутствие четкого изображения туловища, нет конечностей; каракули. Копирование фразы из письменных букв Задание “Посмотри, здесь что-то написано. Попробуй переписать так же здесь (показать ниже написанной фразы), как сможешь”. На листе напишите фразу прописными буквами, первая буква – заглавная: Он ел суп. Оценивание 1 балл: хорошо и полностью скопирован образец; буквы могут быть несколько больше образца, но не в 2 раза; первая буква – заглавная; фраза состоит из трех слов, их расположение на листе горизонтально (возможно небольшое отклонение от горизонтали). 2 балла: образец скопирован разборчиво; размер букв и горизонтальное положение не учитывается (буква может быть больше, строчка может уходить вверх или вниз). 3 балла: надпись разбита на три части, можно понять хотя бы 4 буквы. 4 балла: с образцом совпадают хотя бы 2 буквы, видна строка. 29 5 баллов: неразборчивые каракули, чирканье. Срисовывание точек Задание “Здесь нарисованы точки. Попробуй нарисовать рядом такие же”. В образце 10 точек находятся на ровном расстоянии друг от друга по вертикали и по горизонтали. Оценивание 1 балл: точное копирование образца, допускаются небольшие отклонения от строчки или столбца, уменьшение рисунка, недопустимо увеличение. 2 балла: количество и расположение точек соответствуют образцу, допускается отклонение до трех точек на половину расстояния между ними; точки могут быть заменены кружками. 3 балла: рисунок в целом соответствует образцу, по высоте или ширине не превосходит его больше, чем в 2 раза; число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7; допустим разворот рисунка даже на 180 градусов. 4 балла: рисунок состоит из точек, но не соответствует образцу. 5 баллов: каракули, чирканье. После оценки каждого задания все баллы суммируются. Если ребенок набрал в сумме по всем трем заданиям: 3-6 баллов – у него высокий уровень готовности к школе; 7-12 баллов – средний уровень; 13 -15 баллов – низкий уровень готовности, ребенок нуждается в дополнительном обследовании интеллекта и психического развития. Опросник. Выявляет общий уровень мышления, кругозор, развитие социальных качеств. Проводится в виде беседы “вопрос–ответ”. Задание может звучать так: “Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них”. Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами. Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются. 1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов) 2. Утром мы завтракаем, а днем... (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла) 3. Днем светло, а ночью... (темно = 0; неправильный ответ = -4) 4. Небо голубое, а трава ... (зеленая = 0; неправильный ответ = -4) 30 5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1) 6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1) 7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1) 8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0) 9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это..., маленькая овечка – это...? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1) 10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3) 11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1) 12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) 13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0) 14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг ) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0) 15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание - это... (спорт (физкультура) = 3; 31 игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0) 16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0) 17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …) = 0 18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0) 19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0) 20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0) Суммируем баллы. Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор). Сумма от + 14 до 23 – выше среднего. Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта. От - 1 до – 10 – ниже среднего. От – 11 и меньше – низкий показатель. Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка. Методика "Дополнение фраз" Цель: диагностика способностей детей устанавливать причинно-следственные связи в окружающей среде(выявление уровня осведомленности) Дает возможность получить более объективную информацию об осведомленности ребенка, его ориентировке в окружающем. 32 Инструкция к проведению: "Мы будем сейчас играть с тобой в интересную игру. Я буду говорить тебе начало предложения, а ты его будешь заканчивать. Давай попробуем: " Если кусочек льда принести в комнату, то … Продолжай". Можно задать вопрос: "То, что случится?" Если ребенок не понял правила игры, предложить еще одно предложение. "Воспитательница похвалила мальчика (девочку), потому, что … После проигрывания ребенку предлагается 10 тестовых фраз. 1. Мальчик весело смеялся, потому что … 2. Если зимой будет очень сильный мороз, то… 3. Если взлететь высоко как птица, то … 4. Девочка стояла и плакала потому, что … 5. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому, что … 6. Если наступит день рождения, то … 7. Девочка стояла одна около дома, потому, что … 8. Если весь снег растает, то … 9. В комнате погас свет, потому что … 10. Если пойдет сильный дождь, то … В процессе тестирования не следует торопить ребенка с ответом. Если ему трудно, используйте дозированную помощь, одобрение: "Молодец, ты обязательно ответишь. Ты все знаешь. Не бойся ответить. Как считаешь нужным, так и говори!" Наводящих вопросов задавать не следует. Ответы детей фиксируются в типовом бланке, которые оцениваются в баллах; подсчитывается суммарный показатель, определяется уровень. Оценка результатов Ответ считается правильным, если в содержании ответа даны причина или следствие предложенной ситуации. Например: "Мальчик весело смеялся, потому что смотрел мультфильм", "вспомнил, увидел что-то смешное" и т.д. Такой ответ оценивается I баллом. За полупричинный ответ – 0,5 балла (типа "Мальчик весело смеялся, потому что ему было смешно". За неверный ответ или отказ отвечать (типа "потому что снег растаял", "не знаю") – 0 баллов. Итоговый уровень Высокий уровень – 8-10 баллов. Дети дополняют все предложения с верной причинностью, допускают не более двух полупричинных ответов. Средний уровень – 6-7 баллов. Дети принимают правила игры. Содержание ответов носит полупричинный характер, частично установлены причина, следствие. Низкий уровень – 0-5 баллов. На этом уровне дети часто отказываются дать ответ или дают ответ с неверной причинностью. Например, пятый вопрос: "надо вызвать врача". Эмоционально-волевая Методика Н.И. Гуткиной «Домик» 33 Цель: определение уровня развития произвольного внимания, выявление умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Материал: бланк, с левой стороны которого помещена картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребенком образца (рис. 1). Рис. 1 Ход работы: с помощью данной методики обследуются дети 6 - 7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок окажется левшой, психолог должен сделать соответствующую запись в протоколе). Инструкция: «Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно такой же». Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано психологом. По ходу выполнения задания необходимо отмечать отвлекаемость ребенка. Иногда некачественное выполнение вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним задачи «срисовать точно по образцу», что требует внимательного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные при этом ошибки нельзя относить за счет плохого произвольного внимания. В случае если ребенок не нарисовал какие-то элементы, ему можно предложить воспроизвести эти элементы по образцу в виде самостоятельных фигур. Например, в качестве образцов воспроизведения предлагаются: круг, квадрат, треугольник и т.п. (различные элементы рисунка «Домик»). Делается это для того, чтобы проверить, не связан ли пропуск указанных элементов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не может их нарисовать. Следует также отметить, что при дефектах зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т.д.). Оценка результатов теста. Проводится в баллах. Баллы начисляются за ошибки, в качестве которых рассматриваются: 34 а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем, если этот элемент неправильно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 1 балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл; если же допущены ошибки и в левой, и в правой частях, то ставится 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штриховке крыши или палочек в заборе; б) замена одного элемента другим (1 балл); в) отсутствие элемента (1 балл); г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл). Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Критерии оценки полученных результатов 1) 0 баллов - высокий уровень развития произвольного внимания; 2) 1 - 2 балла - средний уровень развития произвольного внимания; 3) 3 - 4 балла - уровень ниже среднего; 4) более 4 баллов - низкий уровень развития произвольного внимания Методика «Да и нет» (Гуткина Н.И.) Источник: Гуткина Н. И. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению». - М.: МГППУ, 2002 - 68 с. Цель: выявление уровня умения действовать по правилу. Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя произносить? Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова «да» и «нет». Понятно?» «+»- правильный ответ «-» - неправильный ответ № Вопросы. 1.Ты хочешь идти в школу? 2.Ты любишь слушать сказки? 3.Ты любишь смотреть мультфильмы? 4.Тебе нравится гулять в лесу? 5.Ты любишь играть в игрушки? 6.Ты хочешь учиться? 35 7.Ты любишь играть во дворе с ребятами? 8.Тебе нравится болеть? 9.Ты любишь смотреть телевизор? Ты выиграл или проиграл?______________________________________ Вывод:_______________________________________________________ ________________________________________________________ Интерпретация результатов: Ошибок не допущено - хороший уровень 1 ошибка - средний уровень более 1 ошибки - низкий уровень 36 V. Список использованной литературы 1. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012.- 143 с. 2. Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов / Н. А. Федосова, Т. В. Белова, В. А. Солнцева и др.; науч. рук. Н. А. Федосова. – М.: Просвещение, 2012 - 176 с. 3. Федосова Н. А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч./ Н. А. Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. - 111с. (Преемственность). 4. Астафьева Е. А. Играем, пишем, читаем. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2006. 5. Волина В.В. Праздник букваря. – Аст-Пресс, 1996. – 384 с. 6. Скворцова И. В. Логопедические игры. – Олма Медиа Групп, 2014. -128 с. 7. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 1. От рисунка к букве. – Гном и Д, 2013 – 32 с. 8. Федосова Н. А. Я готовлюсь к письму. Тетрадь 2. Мои первые буквы. – Гном и Д, 2013 – 32 с. 9. Карленок И. В. Секреты лепки из пластилина. Шаг за шагом. – Эксмо,2014. 10. Удзенкова А.В. Колтыгина Л.С. Графемика.- Екатеринбург. – Литур, 2006 -128 с. 11. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 176 с. 12. Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей6-7 лет. Учебно-методическое пособие - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. 13. Волкова С.И. Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.: Просвещение, 2018. 14. Плешаков А. А. Зеленая тропинка: учеб. Пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2018г. 37