1 Содержание I. Пояснительная записка 3 Значимые для разработки и реализации характеристики 3 Принципы и подходы к формированию программы 3 Цели и задачи реализации программы 4 II. Планируемые результаты 6 III. «Базовый уровень» - второй год обучения 8 Учебный план 9 Календарный учебный график 10 Содержание деятельности 10 «Базовый уровень» - третий год обучения (5-6 лет) 13 Учебный план 14 Календарный учебный график 15 Содержание деятельности 16 IV. «Продвинутый уровень» -четвертый год обучения 17 Учебный план 17 Календарный учебный график 18 Содержание деятельности 19 V. Взаимодействие с родителями 21 VI. Оценочные материалы 21 VII. Материально-техническое оснащение 21 VIII. Методическое обеспечение 21 2 I. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273ФЗ; Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом Учреждения, утвержденным Распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга № 2158/46/36 от 17.11.2015г. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации русском. Необходимость разработки данной рабочей программы дисциплины (модуля) художественной направленности обосновывается заказом родителей на дополнительное художественное – эстетическое развитие детей. Актуальность заключается в естественной потребности ребенка в движении под музыку, в развитии эстетического восприятия мира танца, пластики, способности передавать художественные образы посредством настроения, ритма, движений с музыкальным сопровождением. Рабочая программа дисциплины (модуля) художественной направленности позволит педагогу двигаться в работе с детьми не от «взрослого к ребенку», а от «ребенка к взрослению»; Структурно модуль представляет собой комплекс из 3 модулей, каждый из которых состоит из обоснования задач, содержания деятельности на основе психофизиологических особенностей детей, календарно -тематического плана и требований к предполагаемому результату художественно – эстетического развития детей. В учебно-методическое обеспечение занятий входят литературное и практическое приложения. Большой информационный блок дает возможность наполнить каждое занятие с детьми интересным теоретическим и практическим материалом, методикой формирования сложных для восприятия детей двигательных и музыкальных навыков в игровой, доступной для них форме. Основные принципы реализации содержания рабочей программы дисциплины (модуля) художественной направленности «Студия хореографии»: погружения, «проживания» ребенком ситуации; игрового взаимодействия; сочетания коллективного и индивидуального творчества и единства чувственного и рационального восприятия. Музыка дает «команды» движению, движение – отображает характер музыки. 3 Одним из основных принципов в создании и воспроизведении ребенком танца является принцип целостности восприятия образа. Согласно этим принципам выбрана и форма художественной деятельности: театр танца как синтез искусств. Основные цели: педагогическая - создать условия для развития детского танцевального творчества; образовательная - обогатить эмоционально - волевую сферу ребенка через формирование восприятия музыкальных образов в движении, эстетического отклика на танцевальную музыку, развитие памяти, мышления, воображения; развивающая – стимулировать познавательные процессы развития личности ребенка, развивать способность передавать художественные образы движениями, мимикой, пластикой, другими невербальными средствами коммуникации; воспитательная - способствовать двигательной активности и воспитанию культуры движений ребенка, художественного вкуса, этикета танца, развитию интереса и любознательности детей. Данный модуль – развивающий, так как специальные умения и навыки являются только средством воспроизведения танцевальных образов, а не целью обучения. Содержание представляет совокупность 2 уровней (модулей): Первый уровень: «Искусство танца» рассчитан на два года для детей 4-6 лет. Практическая задача – расширить лексику движений ребенка, развивать двигательную память. Второй уровень: «Театр Танца» для детей 6 – 7 лет позволяет непосредственное совместное (взрослый с детьми) создание танцевальных миниатюр и спектаклей. На каждом уровне содержания программы сочетаются следующие разделы: «танцевальная азбука» и «язык танца», «психогимнастика» и «танцевальный этикет», пестушки, пальчиковые и музыкальные игры. Усвоение танцевального материала происходит по спирали, с постепенным усложнением через возвращение к пройденному на более высоком уровне, но на новом музыкальном материале, с учетом возрастных особенностей детей. Рабочая программа дисциплины (модуля) художественной направленности «Студия хореографии» рассчитана на 72 часа (2 часа в неделю). Содержание модуля, его цели и задачи не повторяют задач художественно эстетического развития дошкольников, решаемых в обязательной части ОП. Объём программы Срок реализации программы 3 года. Срок обучения на каждом этапе девять месяцев (72 часа). 2 занятия в неделю, 8 - занятий в месяц. Примерный режим работы - 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц) для детей 4-7 лет. В соответствии с СанПин занятия по программе проводятся: возраст детей 4-5 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 20 минут; возраст детей 5-6 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 25 минут; 4 возраст детей 6-7 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 30 минут. Контингент детей Программа разработана для детей 4-5 лет, 5- 6 лет и 6-7 лет. Форма представления результатов - осенью и в конце года проводится отчетный концерт для родителей; - участие в конкурсах, фестивалях различного уровня. 5 II. Планируемые результаты для детей по итогам реализации: «Базового уровня»: Требования к уровню подготовки по курсу «Искусство танца» для детей 4 - 5 лет Дети овладевают: - динамическими оттенками в музыке; - несколькими исходными положениями для исполнения движений в паре (положение при исполнении народного и бального танца); - собенностями и применением трех видов поклона (в народном и бальном характерах, при приветствии педагога); - правилами исполнения движений в паре. Дети умеют: - откликаться на ритмические рисунки (уметь воспроизвести их в хлопках, шлепках, притопах); - делать поклон на музыкальное вступление, в соответствии с характером и темпом музыки; - красиво и правильно исполнять танцевальные элементы и применять их в свободных композициях, этюдах и играх; - свободно владеть атрибутами; - выполнять элементарные упражнения «партерной» гимнастики; - согласованно исполнять танцевальные движения в паре и коллективе; - самостоятельно исполнять предлагаемый для изучения по данному курсу репертуар. Требование к уровню подготовки «Искусство танца» для детей 5-6 лет К концу года дети овладевают: - 8-10 программными танцами, (на усмотрение педагога, ориентированного на возможности детей); - 5-6 индивидуальными танцами; - вариантами исполнения танцев при разучивании и в композиционном построении; - определенным запасом танцевальных движений; - умениями раздела «Этикет танца». Дети умеют: - проявить устойчивые музыкально - ритмические навыки; - показать достаточный уровень исполнительской выразительности; - владеть импровизацией; - видеть самостоятельно композиционный рисунок; оценивать уровень своих исполнительских возможностей. «Продвинутого уровня»: Требования к уровню подготовки «Театр Танца» для детей 6 - 7 лет К концу года дети овладевают: 6 - 9-10 программных танцев для самостоятельного исполнения; - индивидуальные танцы, используемые в театрализациях и итоговом спектакле; - основами партнерских отношений. Дети умеют: - создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ героев спектакля; - воспринимать музыкально - танцевальный материал по словесному описанию; - сопереживать и ценить партнера по совместному творчеству (как взрослого, так и ровесника); - радоваться за успех другого. 7 III.«Базовый уровень» - второй год обучения (4-5 лет) Первый уровень. «Искусство танца» Задачи: - развивать умения согласованно исполнять упражнения и танцевальные элементы друг с другом и в паре, при коллективном исполнении, самостоятельно и выразительно исполнять предлагаемый для разучивания репертуар; - развивать способность выражать свое отношение к музыке, движению; - воспитывать культуру движения через мышечное ощущение, а также потребность ребенка включаться в движение всем двигательным аппаратом. Психофизиологические особенности детей выражаются в том, что их движения приобретают более очерченный характер, дети лучше координируют их, способны соединять движения в определенный последовательный ряд. Дети откликаются на разнохарактерные образы в музыке и движении, хорошо чувствуют смену темпа, настроения, но передача ритмического рисунка еще вызывает затруднение. В содержание занятий вводится «партерная» гимнастика для укрепления всех групп мышц. 8 Учебный план Раздел Тема кол-во часов \ распределение «Азбука танца» Постановка корпуса Ходьба Бег Прыжки Подскоки Притопы Упражнения для кистей, пальцев и рук Упражнения головы для 0,45 Самоконтроль 0,2 0,2 1,5 1,5 1,7 1,7 Самоконтроль Самоконтроль 2,0 13,0 15,0 Танцевальные Парные движения движения 0,5 0,5 8,5 3,5 9,0 4,0 Самоконтроль Самоконтроль Упражнения с предметами Ориентация в пространств еИтого 0,5 3,0 3,5 Самоконтроль 0,5 3,0 3,5 Самоконтроль 2,0 18,0 20,0 Поклон 1,0 2,0 3,0 Самоконтроль Итого над 1,0 1,0 2,0 2,0 3,0 3,0 Самоконтроль Этюды Слушанье музыки Итого Разучивание танцев 1,0 1,0 3,0 2,0 2,0 3,0 7,0 22 3,0 4,0 10,0 24,0 22,0 62,0 24,0 72,0 «Этикет танца» Репертуар Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль 0,25 Итого «Играначало театра» итого 0,7 2,2 2,2 2,2 2,2 1,2 0,45 0,2 Партерная гимнастика Упражнения для корпуса «Язык танца » показ тренировка 0,2 0,5 0,2 2,0 0,2 2,0 0,2 2,0 0,2 2,0 0,2 1,0 0,2 0,25 Формы контроля Работа мимикой лица итого по разделам Итого 2,0 всем 10,0 Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль 9 Календарный учебный график № Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов 1. Сентябрь Групповая 8 2. Октябрь Групповая 8 3. Ноябрь Групповая 8 4. Декабрь Групповая 8 5. Январь Групповая 8 6. Февраль Групповая 8 7. Март Групповая 8 8. Апрель Групповая 8 9. Май групповая 8 Среда 16.30-18.00 Пятница 16.30-18.00 Место проведение Музыкальноспортивный зал Содержание курса и план деятельности «Базового уровня» (средний дошкольный возраст, 4-5 лет) Раздел «Азбука танца» 1. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, красивой постановкой головы, ощущением «развернутости» плеч. 2. Ходьба: Простой танцевальный шаг (с вытянутым носком стопы): в спокойном темпе; равномерном ритме (идем получать золотые медали); Шаг со свободной стопой: в разном ритме и темпе; Шаг на пятках: продолжение работы над прямой спиной при исполнении шага (разбей лед на луже); Шаг на носках: работа над «подтянутостью» колен во время шага (не запачкай туфельки); Шаг назад: исключать сталкивание детей. 3. Движения рук, включаемые в ходьбу: размахивание вперед, размахивание назад, подъем вверх, подъем в стороны, руки спрятаны за спину, движение с использованием хлопков. 4. Бег: легкий, равномерный бег с захлестыванием голени назад: носок стопы вытянут, следить за подтянутостью спины. 5. Прыжки: легкие, равномерные, высокие: по1/4 такта, низкие: по1/8 такта, возможны сочетания прыжков различной длительности и чередование их между собой, чередование прыжков и «пружинки» (на преодоление двигательного автоматизма). 6. Поскоки: легко перепрыгивать с ноги на ногу, движение вводится во второй половине учебного года (подготовка к этому виду движения проводится с детьми в первой половине года) сочетать поскоки с ноги на ногу с ходьбой на высоких 10 полупальцах или бегом (мячики скачут, мячики покатились). 7. Притопы: удары стопы в пол равномерно по три (тройной притоп); различные сочетания ударов стопы в пол одной ногой несколько раз подряд, поочередные удары равномерно и с паузой: три чередующихся удара разными ногами (по 1/8 такта и затем пауза). 8. Упражнение для головы: наклоны головы вперед (вниз), в стороны (к ушкам) и по точкам с одной стороны на другую (птичка клюет и здоровается клювиком), полукруговые движения (голова повернута вправо, затем вниз, а потом поднимается в сторону, аналогично полукруг можно провести через верх). 9. Упражнение для плеч: спокойные или быстрые подъемы плеч вверх и опускания вниз (одновременно два плеча и поочередно правое - левое). Круговые движения плечами вперед или назад: руки могут быть опущены вдоль корпуса, поставлены на пояс, положение «крылышки утят», руки согнуты в локтях, локти направлены вниз и вместе с круговыми движениями плеч также очерчивают круг, кисти лежат на плечах, «паровозик едет». 10.Упражнения для корпуса: активные наклоны в стороны, наклоны вперед, перегибы корпуса назад. Наклоны чередуются, исполняются в разных ритмических рисунках и на разные длительности: наклоны корпуса вперед (вниз) на 2/4 , а выпрямление на 1/4 такта, затем пауза на 1/4 , один подъем и опускание плеч по 1/8 такта. 11.Упражнение для кистей, рук, пальцев: Руки: к ранее проученным добавляются круговые движения, круговые движения вперед- назад, к себе - от себя, круговые движения от локтя (пальцы могут быть вытянуты или собраны в кулак). Движения рук исполняются ритмично, четко (мельница, стрелки часов), работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх (крылья бабочки), пальцы рук активно собираем в кулачки, а затем вытягиваем, собирая их вместе или растопырив (кошка выпускает коготки), можно использовать пальчиковые игры. Пружинные движения руками: выразительность и слитность движения В качестве музыкального сопровождения можно рекомендовать музыку энергичного характера м.р. 4/4. Тема контрастов: работа над образными движениями (маленький воробушек -большой орел, бабочки - жуки, цветы- злюки- закорюки). 12. Партерная гимнастика (упражнения на полу) Вводится в курсе «Искусство танца» (для развития у ребенка умений и навыков владения своим телом). Движения исполняются по принципу контраста напряжение-расслабление. Исполняются образные движения: ящерка свернулась, вытянулась, кошка выгибает спину, катаемся на велосипеде, «неваляшка». Упражнения выстраиваются от простого к сложному; упражнения для стоп, колен, корпуса; сидя на полу; лежа на полу для рук, ног, корпуса. 11 Раздел «Язык танца». 1. Танцевальные движения: Приставной шаг: (шаг - приставить) (поднимаемся по лесенке, спускаемся с нее), в сторону (вправо, влево), вперед со статичным положением рук. Топающий шаг: Шаг с притопом: шаг ногой вперед, затем два притопа, пауза 1/4 такта. Боковой галоп: Начало разучивания (движение рекомендуется вводить во второй половине года). Полуприседание: небольшое сгибание ног в коленях и последующее их вытягивание – «пружинки: мягко и резко, но равномерно. Хорошо это движение окрасить динамическими оттенками (деревянный Буратино, мягкие ноги у Мальвины). Повороты на двух ногах: кружимся вокруг себя на полупальцах, равномерное переступание. Вынос ноги на каблук: с одновременным полуприседанием, знакомство детей с понятием «опорная нога», «работающая нога». Хлопки: тройные с паузой по1/8 такта, удары ладонь о ладонь,удары по коленам, удары по плечам. Шлепки по бедрам 2. Ориентация в пространстве: исполнение основных упражнений и танцевальных движений в различных рисунках: Круг: один круг, два круга (концентрических). Линии: одна линия, две линии (друг за другом или лицом друг к другу), «змейка», плетем “корзиночку” Движение: по кругу (с равными расстояниями между детьми), в противоположную сторону, врассыпную, упражнение «петелька», упражнение «воротца», движение по кругу в парах. 3. Парные движения: Кружение в парах: «лодочкой»: ноги движутся вперед (друг за другом); отход друг от друга назад; различные виды хлопков в паре; поочередное исполнение движений партнера и партнерши; переходы к другому партнеру во время танца 4.Упражнения с предметами. Куклы: покачивание, передача друг другу. Платочек: ранее полученные навыки движения с платочком сочетать в небольшие комбинации, стоя, продвигаясь простым шагом. Погремушки: удары или встряхивания по 1/4 такта или 1/8 равномерно или по 3 с последующей паузой, поочередные удары погремушкой по правому и левому плечу, поочередные удары погремушкой по коленям, тройные удары погремушкой по ладони левой руки. Раздел «Игра- начало театра» 1. Работа над выразительностью мимики лица (психогимнастика): Образы: радостный, добрый, сердитый, грустный, удивленный, испугавшийся. 2. Слушание музыки: 12 Музыкальные загадки, сказки: законченные произведения малой формы или фрагменты характеристика музыкальных образов. 3. Музыкальное сопровождение: под «живой аккомпанимент», двухчастная форма произведений,выбор выразительных движений, соответствующих темпу, ритму, характеру музыки. Этюды - сочиняются на основе приобретенных навыков исполнения танцевальных элементов в статичном положении или продвижении. Желательно, чтобы этюды были контрастны по характеру, настроению. Этюды массовые и парные на 16- 32 такта м.р. 2/4, 3/4. Раздел «Этикет танца» 1. Поклон исполняется у мальчиков и девочек поразному. Работа над этикетом танца: Партнер приглашает девочку на танец и благодарит в конце танца поклоном, девочка отвечает на приглашение и выражает благодарность за танец также, поклоном. Партнер, проводя девочку на танец, смотрит на нее, общается с ней в танце мимикой, жестами, глазами. Репертуар Программные танцы: «Лявониха», «Полька - шутка», «Пляска парами», «Топотушки», «Веселые ладошки», «Феерия», «Пляска с султанчиками», «Кузнечик», «Твист», «Секретик». Индивидуальные танцы: «Поварята», «Птица счастья», «Танец для мам», «Петрушки – заводные игрушки», «Елочки», «Танец сосулек», «Танец сосулек», «Балалаечка». «Базовый уровень» - третий год обучения (5-6 лет) Задачи: - сформировать навык общения в паре, развивать умение использовать опыт музыкальнодвигательной деятельности в импровизациях, умение целостности в исполнительстве; - развивать способность выражения детьми своего отношения к музыке, движению, партнеру по танцу; - воспитывать культуру движения через мышечное ощущение, а также потребность ребенка включаться в движение всем двигательным аппаратом. Учет психофизиологических особенностей предполагает реализацию принципов полового воспитания и определяет характер и содержание занятий (мускулинность – для мальчиков и феминность – для девочек). Очень важно подчеркивать во время занятий, что партнер бережно относится к партнерше, что танец - это взаимодействие мальчика и девочки, отражение характера взаимоотношений. Музыка и движение неразделимы: музыка “дает команды” движению, а движение раскрывает музыку. 13 Учебный план Раздел «Азбука танца» Тема кол-во часов \ распределение показ тренировка итого Ходьба 0,25 0,5 0,75 Бег 0,25 0,5 0.75 Форма контроля Самоконтроль Самоконтроль Самоконтроль Прыжки 0,25 1,0 1,25 Самоконтроль Проскоки 0,25 1,0 1,25 Самоконтроль Галоп Упражнения для кистей, пальцев и рук 0,25 2,0 2,25 Самоконтроль 0,25 0,5 0,75 Самоконтроль «Язык танца» «Этикет танца» «Играначало театра» Партерная гимнастика Упражнения для туловища 0,25 1,0 1,25 0,25 0,5 0,75 Итого 2,0 8,0 10,0 Самоконтроль Самоконтроль Танцевальные элементы 2,0 7,0 9,0 Ориентация в пространстве Самоконтроль 1,0 5,0 6,0 Итого 3,0 12,0 15,0 Самоконтроль поклон 0,5 2,5 3.0 Итого Слушанье музыки и импровизация 0,5 2,5 3,0 Самоконтроль 2,0 6,0 8,0 Самоконтроль Этюды 1,0 6,0 7,0 Итого 3,0 12,0 15,0 14 Самоконтроль Репертуар Программные танцы 0,0 22,0 22,0 Самоконтроль Индивидуальные танцы 2,0 5,0 7,0 Итого 2,0 27,0 29,0 10,5 61,5 72,0 итого по всем разделам Календарный учебный график № Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов 1. Сентябрь Групповая 8 2. Октябрь Групповая 8 3. Ноябрь Групповая 8 4. Декабрь Групповая 8 5. Январь Групповая 8 6. Февраль Групповая 8 7. Март Групповая 8 8. Апрель Групповая 8 9. Май групповая 8 Вторник 16.30-18.00 Пятница 16.30-18.00 Место проведение Музыкальноспортивный зал 15 Содержание курса и план деятельности «Базового уровня» (старший дошкольный возраст, 5-6 лет) «Азбука танца» 1. Ходьба: Различные виды шагов: со сменой темпа, сменой характера, сменой направления движений, в сочетании с другими движениями на м.р. 2/4, 3/4, 4/4. Шаги в следующих рисунках танца: по кругу, колонкой, «змейкой», «звездочкой», по одному (врассыпную), в паре. 2. Бег: легкий (на месте, с продвижениями), поднимая колено высоко вперед, с захлестом голени назад, выбрасывая прямые ноги вперед. 3. Прыжки: высокие, с акцентом вверх, с сильно вытянутыми коленями и стопами, на 1/4 такта, с выбрасыванием ноги вперед, с выбрасыванием ноги в сторону, с выбрасыванием ноги назад. Варианты: на двух ногах, на одной ноге, с двух на одну, с одной на две, в повороте на 90 градусов, с движением головы и рук. 4. Проскоки: вперед, назад, в сторону, на двух ногах, на одной ноге. Характер исполнения: коротко, легко, со слегка присогнутым коленом. 5. Галоп: прямой, боковой. Выделить разницу исполнения. В прямом галопе двигаемся двумя плечами вперед, а в боковом не разворачиваем плечи вперед - двигаемся одним боком. Варианты исполнения: соло, в паре, в сочетании с хлопками, наклонами и поворотами головы, различными положениями рук. 6. Упражнения для рук, кистей, пальцев: являются частью разминки, включаются в танцевальные элементы, включаются в танцевальные комбинации, этюды и игры. 7. Упражнения для туловища: включаются как элемент разминки. Раздел: «Язык танца». 1. Танцевальные элементы: Простой танцевальный шаг с ударом ноги в пол. Приставной шаг с последующим приседанием В направлениях: вперед, в сторону, назад. Переменный шаг: все виды шагов проучиваются в статичном положении рук - на поясе. "Веревочка» вперед. “Ковырялочка” перед собой, в сторону. По мере усвоения, к движению ног прибавляется движения корпуса (наклоны, повороты) головы и рук. Хлопки: в паре - варианты хлопков по ладоням партнера. 2. Партерная гимнастика: различные движения для рук, корпуса, ног исполняются не только по одному, но и в паре. 3. Ориентация в пространстве использовать все разнообразие композиционного рисунка: круги, линии, «звездочки», «плетень». «корзиночку», «воротца», «змейку», «улитку». 16 Способствовать самостоятельному выбору рисунка детьми, развивать способность разводить любой рисунок самостоятельно, под разнохарактерную музыку. IV. «Продвинутый уровень» - четвертый год обучения (6-7 лет) Данный уровень рассчитан на детей подготовительной к школе группе и является заключительным. Задачи: самостоятельно исполнять законченные танцевальные композиции; демонстрировать способность исполнять танец, движение образно, выразительно, в соответствии с темпом, характером и стилем музыкального произведения; самостоятельно импровизировать под предлагаемую музыку, принимать участие в создании хореографических миниатюр и театрализаций, а также заключительного спектакля. Учебный план Раздел Тема кол-во часов\распределение показ «Азбука танца» тренировка Формы контроля итого Самоконтроль Ходьба 0,25 2,0 2,25 Самоконтроль Бег 0,5 2,0 2,5 Самоконтроль Галоп 0.5 2,0 2,5 Самоконтроль Прыжки 0,25 2,0 2,25 Самоконтроль Упражнения для рук 0,25 2,0 2,25 Самоконтроль «Язык танца» Движения головы 0,25 2,0 2,25 Итого 2,0 12,0 14,0 Самоконтроль Танцевальные элементы 1,0 Упражнения с атрибутами 8,0 9,0 Самоконтроль 0,5 6,0 6,5 17 Ориентация в пространстве Самоконтроль 0,5 3,0 3,5 Итого 2,0 17,0 19,0 Самоконтроль «Этикет танца» История танцев 0,5 2,5 3,0 Итого 0,5 2.5 3,0 Самоконтроль Слушанье музыки «Играначало театра» 1,0 3,0 4,0 Самоконтроль Этюды 1,0 3,0 4,0 Самоконтроль Импровизация 1,0 5,0 6,0 Итого 3,0 7,0 10,0 Самоконтроль Репертуар Программные танцы Итого 3,0 23,0 26,0 3,0 23,0 26,0 61,5 72,0 итого по всем разделам 10,5 Календарный учебный график № Месяц Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов 1. Сентябрь Групповая 8 2. Октябрь Групповая 8 3. Ноябрь Групповая 8 4. Декабрь Групповая 8 5. Январь Групповая 8 6. Февраль Групповая 8 7. Март Групповая 8 8. Апрель Групповая 8 9. Май групповая 8 Понедельник 16.30-18.00 Пятница 16.30-18.00 Место проведение Музыкальноспортивный зал 18 Содержание курса и план деятельности «Продвинутого уровня» (старший дошкольный возраст, 6-7 лет) Раздел «Азбука танца» 1. Ходьба (различные виды): шаги с одновременной работой рук, шаги с работой корпуса, шаги с работой головы, в различных композиционных рисунках и перестроениях Естественность в исполнении, яркая выразительность. 2. Бег: бег с захлестом голени назад, выбросом ног вперед, легкий бег на полупальцах, бег с высоко поднятым коленом, бег, исполняющийся с ускорением, бег с замедлением, бег с остановками. В сочетании: с ходьбой, с активным введением движений рук и головы, с прыжковыми движениями. 3. Галоп. Исполняется: по кругу, по прямой линии, вокруг себя, по одному, парой, в продвижении в различных вариантах рисунков танца. В сочетании: с притопами, хлопками, различными положениями и движениями рук. Возможны выполнения галопа без смены направления продвижения (через полуповорот). 4. Прыжки: в различных ритмических вариациях, в различных темпах, на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону, с одновременными движениями рук и головы, в исполнении по одному и в парах, с разной амплитудой движения у мальчиков и девочек. 5. Упражнения для рук. Построены на контрасте малой амплитуды: резкие – мягкие, короткие – длинные. 6. Движения головы. Активно вводятся практически во все танцевальные элементы, придают законченность движениям и большую выразительность. Раздел «Язык танца» 1. Танцевальные элементы: соединяются в небольшие комбинации логические цепочки, совершенствуются ранее изученные и разучиваются новые варианты. Повороты: поворот партнерши из положения в паре - руки крест на крест, партнерши под рукой у партнера, повороты на шагах с продвижением вперед, повороты на подскоках, переход партнерши на место партнера, переход спинами друг к другу. Хлопки: с мальчиками разучиваются как элементы хлопушек. Предметы для танцев: веера, колокольчики, маски – лорнеты, фонарики, маленькие мячики, шарфы, ленточки на палочках, зонтики, шляпы. 2. Основные элементы танцев: «Полька» по 6 позиции (три шага - подскок), знакомство с вариантом польки по третьей выворотной позиции ног. Элементы русского танца: «ковырялочка», «веревочка», «гармошка», «моталочка», «тройной ход» с последующим ударом стопы в пол, припадание (по 19 невыворотной 6 позиции и выворотной 3 позиции ног). «Полонез» Шаг и простейшая композиция танца. «Вальс» вальсовая дорожка: тройной шаг с подъемом на полупальцы, «балансе» по 6 и 3 позициям ног. 3. Ориентация в пространстве: продвижение в различных рисунках по одному, продвижение в паре с построениями, перестроения (переходы) из кругового рисунка в линейный и наоборот. Добиваться объемности рисунка и его выразительности. Раздел «Игра- начало театра» 1. Этюды Законченные танцевальные композиции: сюжетно- ролевые, с развитием музыкальных образов состоящие из танцевальных элементов и основных движений народных и бальных танцев. 2. Слушание музыки: рассказы о знаменитых композиторах, писавших музыкальные произведения на танцевальные ритмы, (с прослушиванием лучших классических вариантов). Импровизация на законченное музыкальное произведение. Индивидуально импровизация в паре отдельно мальчики отдельно девочки. Итогом работы является создание тематических занятий, праздников, театрализаций, где дети используют не только полученные двигательные навыки, но и демонстрируют способность исполнить движение, танец образно, выразительно, в соответствии как с темпом, характером, так и стилем музыкального и танцевального произведения. Музыкальное сопровождение: разучивание танца под исполнение в спектаклях и театрализациях под фонограмму. Раздел «Этикет танца» 1. История танцев: «Полонез», «Вальс», «Мазурка», «Полька». 2. Прочное закрепление навыков общения в паре партнера и партнерши, умение общаться в паре, в ансамбле, индивидуальность исполнения каждого номера. 3. Изучение блока «Этикет на балу» 4. Правила поведения в танцевальном зале. Репертуар: Программные танцы: «Страшак», «Девочки и мальчики», «Вару- вару», «Немецкая полька», «Казачок», «Полонез», «Вальс- фантазия», «Маленькая страна», «Валенки», «Ностальжи», «Новогодний экспресс», «Чардаш». Индивидуальные танцы: «Мэри Попинс», «Танец с веерами», «Испанский танец», «Арабский танец», «Гусарская баллада», «Танец Мистера Икс», «Зимушка»,«Танец мамочка», «Солнечная фиеста», «Танец Жемчужинок», «Казачок», «Танец Мамаду», «Танец цыганок», «Ирландский танец», «Увезу тебя я в тундру», «Танец Синих птиц», «Танц – коктейль», «Ритмы Самба», «Танец клоунов», «Вальс звездочек», «Метелица», «Зимушка», «Танец конфетти», «Танец Хулиганчиков», 20 «Короли сцены», «Танец котов и кошек» V. Взаимодействие с родителями Реализация Программы предполагает взаимодействие с родителями проведение отчетных концертов, участие в конкурсах различного уровня. через VI. Оценочные материалы Критерии оценки показателей: В – выполняет движение З – затрудняется выполнять движение Н – не выполняет движение VII. Материально-техническое оснащение оборудованный зал (зеркала); форма для занятий: Девочки: белые купальники, белые юбки, носочки, удобная для занятий мягкая танцевальная обувь, волосы хорошо подобраны. Мальчики: белые футболки, черные шорты, мягкая обувь – чешки; - коврики для занятий партерной гимнастикой по количеству детей в группе; платочки 25 *25 см по количеству детей в группе; - ленточки 50 см. на кольцах, желательно разных цветов (по 2 на человека); погремушки (по 2 на человека); - султанчики (по 2 на человека); - флажки разноцветные (по 2 на человека); - корзинки с цветами, веночки, искусственные цветы по 10 шт.; атрибуты для сюжетно - ролевых танцев; - аудиоаппаратура; фортепиано; - иллюстративный материал по темам: «Цирк Шапито», «По сказочной дорожке», «Городок мастеров», «Психогимнастика», «Магазин игрушек», «В гости к бабушке Ульяне», «Веселые путешественники», «На прогулку в зимний лес»; - аудио кассеты с записями программных танцев; декорации и костюмы к театрализациям. VIII. Методическое обеспечение 1. Барышникова Т. «Азбука хореографии». – Санкт-Петербург: «РЕСПЕКС» «ЛЮКСИ», 1996. 2. Коренева Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста / Т. Ф. Коренева. М.: ООО «Русское слово - учебник», 2019. 3. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика». Издательство «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург, 2005. 4. Усова О.В. «Театр танца О.Усовой». Методическое пособие. – Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2006. 21 22