РП педагога-психолога на 22-23 уч.г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.

Пояснительная записка
Цель и задачи образовательной деятельности педагогапсихолога по реализации рабочей программы
Принципы и подходы к формированию программы.
Характеристика возрастных особенностей развития детей,
новообразования каждого возраста
Планируемые результаты освоения программы.

2
3
4
6
16

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Общие положения
Описание образовательной деятельности педагога-психолога
Основные направления работы педагога-психолога
Психологическое просвещение
Психологическая профилактика
Психологическая диагностика
Развивающая и психокоррекционная работа
Планирование развивающей и коррекционной работы педагога2.3. психолога с детьми
2.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
2.5. Формы сотрудничества с педагогами
2.
2.1.
2.2.

17
17
17

20
28
29

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Особенности организации развивающей предметнопространственной
Материально-техническое и финансовое обеспечение
реализации
Оборудование и материалы
Игры и игровые упражнения
Организация занятий педагога-психолога
Методическое обеспечение программы

2

30
31
31
32
32
33

1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения детского сада №364 (далее ДОУ)
разработана в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155»
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования". Программа составлена в соответствии
с основной общеобразовательной программой дошкольного образования
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детский сад №364 (далее ДОУ).
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности
педагога-психолога
по
направлениям:
психопрофилактика,
психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и
поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями
воспитанников и педагогами ДОУ.
Рабочая программа включает в себя организацию психологического
сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого
процесса социализации — индивидуализации личности через осознание
ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагогапсихолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной
деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений
развития детей с ЗПР, ОНР и РАС.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных
особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Рабочая программа педагога-психолога МАДОУ № 364 разработана в
соответствии с современными нормативно-правовыми документами:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
•
Приказ Минобразования РФ от 22.10.1999 г. N 636 "Об
утверждении положения «О службе практической психологии в системе
Министерства образования Российской Федерации»;
•
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от
24.07.2015г № 514н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
•
Письмо Минобрнауки РФ от 27.01.2009 г. № 03-132 «О
методических рекомендациях по процедуре и содержанию психологопедагогического обследования детей старшего дошкольного возраста»;
3

•
Письмо Министерства образования РФ от 17.02.2004 г. N 14-5136/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития
при подготовке детей к школе» (методическое письмо Института возрастной
физиологии РАО);
•
Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 г. N 03-51-5ин/23-03
«Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в
развитии в дошкольных образовательных учреждениях».
Содержание РП разработано с учетом:
- примерной общеобразовательной программы дошкольного
образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и
др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
- парциальной программы:
Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного
возраста «Цветик - семицветик» для детей от 3 до 7 лет / Куражева Н.Ю.,
Вараева
Козлова И.А., Тузаева А.С. – СПб. – М. Изд. «Речь», 2019 г.
• Н.В.,
Авторы:
1.2 Цели и задачи деятельности
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей
профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные
уровни психического развития.
Цель
программы:
психолого-педагогическое
сопровождение
образовательного процесса в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО,
способствующего психологическому комфорту и развитию детей,
сохранению их психологического здоровья. Оказание психологопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья,
испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной
программы, развитии и социальной адаптации.
Задачи Программы:
создание в ДОУ благоприятного психологического климата для
всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей и
других сотрудников учреждения)
охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
создание благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных
задач развития, обучения и социализации;
обеспечение психологического сопровождения разработки и
реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
4

Психологическое сопровождение рассматривается как работы
педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного развития и обучения каждого
ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в
зависимости от возраста детей, уровня их развития.
1.3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей и опорой на зону
ближайшего развития.
В основе психологического сопровождения образовательного
процесса заложены следующие подходы и принципы:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Его
основными понятиями – зона ближайшего развития, социальная ситуация
развития и т.д. являются основой ФГОС.
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.). Именно в активной
мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его
личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием
той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей,
обусловливающей главные изменения в психических процессах и
психологических особенностях личности ребенка
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) предполагает
индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику, помогающий
ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей,
стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию

Принцип амплификации - всемерное использование потенциала
возможностей развития психики на каждой возрастной стадии за счет
совершенствования
содержания,
форм
и
методов
воспитания
(А.В.Запорожец).

Принцип развивающего образования - ведущей роли обучения в
психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (Блонский П. П.,
1935; Выготский Л. С, 1983; Давыдов В. В., 1977; Занков Л. В., 1949;
Смирнов А. А., 1966; Рубинштейн С. Л., 1946; Эльконин Д. Б., 1974, и др.).
«Процессы развития, - писал Л. С. Выготский, - не совпадают с процессом
обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения,
создающего зоны ближайшего развития»

Принцип интеграции основывается на положении об общности
психических процессов, развитие которых необходимо для успешного
осуществления любой деятельности, и на идеях о специфике развития
ребенка-дошкольника (А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Поддьяков,
Д.Б. Эльконин).

Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов
дошкольного детства. Важно, чтобы возрастные достоинства каждого этапа
5

детства проявились достаточно полно и тем самым успели внести свой вклад
в становление личности

Принцип единства возрастных и индивидуальных особенностей.
В практической работе с ребенком любого возраста возрастной подход
неотделим от подхода индивидуального.

Принцип системности - существование алгоритма работы и
использование возможностей всех основных направлений деятельности
психолога.

Принцип целостности - при любом психологическом воздействии
на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём
разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др.
проявлений.

Принцип целесообразности и причинной обусловленности любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено
поставленной цели, т.е. психолог должен осознавать, почему и для чего он
это делает - причину и цель воздействия. Воздействие должно быть
направлено на причину явления, а не на его следствие.

Принцип своевременности - любое психологическое воздействие
должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его
высокой эффективности условиях

Принцип непрерывности сопровождения требует связи всех
ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего
дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является
обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого
ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по
программам начальной школы.

Принцип преемственности ориентирован на формирование у
дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и
др.

Принцип сотрудничества

Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в
развитии.

Основные этические принципы, а которых базируется психологопедагогическое сопровождение: принцип конфиденциальности, принцип
компетентности, принцип ответственности, принцип этической и
юридической правомочности, принцип квалифицированной пропаганды
психологии, принцип благополучия клиента, принцип информирования
клиента о целях и результатах обследования.
1.4. Характеристика возрастных возможностей детей
дошкольного возраста.
Возрастные особенности детей 3-4 лет
Ведущая потребность - в общении, в уважении; в признании
самостоятельности ребенка.
6

Ведущая деятельность - игровая.
Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Ведущая функция - восприятие.
Особенности возраста:
Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
Развитие воображения через развитие функции замещения одного
предмета другим.
Появление смысловой структуры сознания.
Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет
упрямство и негативизм. Развитие происходит через общение. С взрослым
общение становится внеситуативно-познавательным.
Удерживает внимание 7–8 минут.
Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,
обобщение.
При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай,
как Я).
Цели и задачи для взрослых:
Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и
сверстником в игре и в повседневном общении.
Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо -плохо.
Формировать умение действовать по правилам.
Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать
эмоциональную отзывчивость.
Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в
процессе общения с взрослым.
Новообразования:
1.
Усвоение первичных нравственных норм.
2.
Самооценка.
3.
Появление элементов партнерского общения.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 4 годам
(критерии результативности)
Восприятие
Цвета
красный,
синий, Узнавание, называние,
зеленый,
желтый, соотнесение
коричневый,
черный,
белый
Формы
шар – круг,
Узнавание, называние,
куб – квадрт,
соотнесение
треугольник
Величины
большой – маленький,
Узнавание, называние,
длинный – короткий,
соотнесение
высокий – низкий,
широкий – узкий,
толстый - тонкий
7

Пространства
Эмоционального
состояния

далеко – близко,
высоко - низко
радость,
грусть,
гнев

Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, называние,
соотнесение

Память
Зрительная образная: объем - 4 - 5 предметов.
Слуховая образная: объем - 3 - 4 звука.
Слуховая вербальная: объем - 4 слова.
Тактильная: объем - 3 - 4 предмета.
Внимание
Объем - 4 предмета.
Устойчивость - 10 -12 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при
высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета - при слабой
штриховке.
Воображение
Раскрашивание или рисование по
Репродуктивное
представлению (например, нарисуй
солнышко, раскрась елочку),
Лепка по заданию (например: скатай
шарик- взрослый не показывает)
С элементами творческого
Дорисовывание,
выполнение
аппликаций, составление узора из
мелких деталей без образца (например,
придумай, кто живет в стране
кружков);
Лепка предметов со зрительной
инструкции
Развитие интеллектуальной сферы

Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» (по одному
или двум признакам). Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 3 частей без опоры на образец и из 4 частей - со
зрительной опорой или наложением на образец.
Сравнение предметов по цвету, по форме, по величине, по
расположению в пространстве, по эмоциональному состоянию на основе
зрительного восприятия.
При сравнении ребенок должен уметь
самостоятельно выделять по 3 сходства и 3 отличия.
Обобщение по цвету, форме величине, эмоциональному состоянию;
животные, игрушки, фрукты, овощи, одежда, обувь.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений. На
вопрос: каких ты знаешь животных? (игрушки, фрукты и т. д.), ребенок
должен уметь самостоятельно называть 4–5 предметов (например, животные:
кошка, собака, тигр, жираф, волк).
8

Сериация
по цвету — 3 оттенка;
по величине - 5 предметов;
по расположению в пространстве - 3 положения;
серия последовательных картинок к известной сказке - 4 картинки.
Классификация на основе имеющихся обобщений по одному признаку самостоятельно.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний
радость, грусть, гнев. Знание некоторых способов выражения этих
эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью
мимики, жестов и выразительных движений).
Коммуникативная сфера
Умение обращаться к сверстнику и взрослому по имени, принимать
различные роли в игре, придуманной взрослым.
Волевая сфера
Принимать и удерживать 2 правила в игровой ситуации.
Психофизиологическая сфера
Умение закрашивать предметы внутри контура.
Умение нанизывать мелкие предметы (бусинки) на лесу.
Умение вылепливать из пластилина или глины мелкие и крупные
предметы.
Умение изображать различные эмоциональные состояния при помощи
мимики и жестов.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ведущая потребность - познавательная активность; потребность в
общении.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция - наглядно-образное мышление.
Особенности возраста:
Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение
правилам в игре).
Повышенная познавательная активность.
Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со
сверстником.
Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в
другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через
реакцию другого ребенка. Усложнение сюжетно-ролевой игры.
Появление осознанности собственных действий.
Цели и задачи для взрослых:
1.Создавать условия для развития творческого воображения.
2.Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам,
усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3.Создавать условия для проявления познавательной активности.
9

4.Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5.Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в
разных видах деятельности.
Новообразования:
1.Контролирующая функция речи.
2.Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой
игре.
3.Появление элементов произвольности.
4.Появление внеситуативно-личностной формы общения с взрослым.
Возрастные нормы психического развития ребенка к 5 годам
(критерии результативности)
Восприятие
Эмоционального
состояния
Звука

Запаха

Вкуса
Свойства предметов

Пространства

Времени

Радость, грусть,
удивление, испуг
Колокольчик, свисток,
бубен,
деревянные
ложки,
хлопки
в
ладоши, погремушка

Узнавание, называние,
соотнесение
Узнавание, описание
(громкий – тихий,
низкий – высокий,
звонкий – глухой),
подражание
Цветочный, фруктовый, Узнавание,
описание
хвойный,
медовый, (приятный
–
цитрусовый, ванильный неприятный, слабый –
резкий, сладкий
Сладкий,
кислый, Узнавание, соотнесение
соленый горький
(скажи, что имеет такой
вкус как…)
Тяжелый-легкий,
Узнавание по внешнему
твердый-мягкий,
виду и на ощупь с
шершавый-гладкий,
закрытыми
глазами,
прозрачныйназывание, описание
непрозрачный, горячийхолодный,
светлыйтемный, сухой мокрый
Высоко-низко,
слева- Определение
справа,впереди-сзади
местонахождения
предмета, расположение
предмета
в
определенном месте по
инструкции
Утро, день, вечер, ночь, Соотнесение события со
вчера, сегодня, завтра
временем
его
проишествия

Память
Зрительная образная: объем - 5 предметов.
Слуховая образная: объем – 4 - 5 звуков.
10

Слуховая вербальная: объем - 5 слов.
Тактильная: объем – 4 - 5 предметов.
Внимание
Объем - 5 предметов.
Устойчивость - 15 - 20 минут.
Концентрация: нахождение в рисунке контура известного изображения,
имеющего до 4 мелких деталей, при средней плотности штриховки;
выделение в рисунке 5 контуров предметов, наложенных частично.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого: рисование на тему, изменение
рисунка, лепка, групповое сочинение сказки или рассказа по картинке.
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Описание предмета по известным признакам.
Выполнение заданий: «найди шестое» и «логические цепочки» из
3предметов по двум признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 4 частей без образца и из 6 частей - со
зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов по всем изученным свойствам, по материалу, по
расположению в пространстве на основе зрительного восприятия,
сравнение двух картинок. Ребенок должен уметь самостоятельно называть
по 5 сходств и 5 отличий.
Обобщение
на основе изученных свойств;
по материалу;
по эмоциональному состоянию;
времена года, месяцы, дни недели, посуда, мебель, транспорт.
Выполнение операции конкретизации на основе имеющихся обобщений.
Сериация
по цвету - 4 оттенка;
по величине - 5 предметов;
по эмоциональному состоянию - 4 карточки;
по свойствам - 3 предмета.
Классификация
На основе имеющихся обобщений по 2 признакам с помощью взрослого.
Эмоциональная сфера
Называние, узнавание по пиктограмме эмоциональных состояний
радость, грусть, гнев, удивление, испуг.
Умение рассказать о своем настроении.
Знание способов выражения и изменения этих эмоциональных
состояний.
Умение определить эмоциональное состояние у героев сказки.
Коммуникативная сфера
Умение работать в паре со сверстником по заданию взрослого.
Умение выбирать себе роль в игре, предложенной взрослым.
11

Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и 2 правила в
учебной ситуации.
Возрастные особенности детей 5-6 лет
Ведущая потребность - потребность в общении; творческая активность.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция - воображение.
Особенности возраста:
1.Проявление элементов произвольности всех психических процессов.
2.Общение с взрослым внеситуативно-личностное.
3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативноделовой формы к внеситуативно-деловой.
4.Проявление творческой активности во всех видах деятельности.
Развитие фантазии.
5.Половая идентификация.
Цели и задачи для взрослых:
1.Формировать элементы произвольности психических процессов у
детей во всех видах деятельности.
2.Поддерживать и создавать условия для развития творческого
потенциала ребенка.
3.Способствовать развитию эмпатийных проявлений.
4.Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности
мышления во всех видах деятельности.
5.Организовывать совместную деятельность с целью развития элементов
сотрудничества.
6.Обучать детей умению планировать предстоящую деятельность.
Использовать воображение как предпосылку развития у детей внутреннего
плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Новообразования:
1.Предвосхищение результата деятельности.
2.Активная планирующая функция речи.
3.Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником.
Возрастные нормы психического развития ребенка
к 6 годам (критерии результативности)
Память
Зрительная образная: объем - 6 предметов.
Слуховая образная: объем - 6 звуков.
Слуховая вербальная: объем - 6 слов.
Тактильная: объем - 6 предметов.
Внимание
Объем - 6 предметов.
Устойчивость - 20-25
минут
12

Концентрация: нахождение в рисунке известного изображения,
имеющего до 10 мелких деталей, при средней плотности штриховки;
выделение в рисунке 7–8 контуров предметов, наложенных полностью.
Воображение
Репродуктивное с элементами творческого (рисование своего
настроения, изменение сказки через введение дополнительных персонажей,
придуманных самим ребенком и т. д.)
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ
Умение анализировать
черты
характера
героев
сказки.
Выполнение заданий: «найди девятое» и «логические цепочки»
по двум признакам. Исключение на основе всех изученных
обобщений.
Зрительный синтез из 6 частей без образца и из 7-8 частей - со
зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений и зрительного
восприятия. Ребенок должен самостоятельно выделять 7 сходств и семь
отличий.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения первого и второго порядка:
дикие и домашние животные; растения (деревья, цветы, грибы, ягоды); вещи
(головные уборы, одежда, обувь); рыбы, спортивные принадлежности,
птицы, насекомые. Конкретизация на основе всех изученных обобщений.
Сериация
*по цвету -5 оттенков;
*по величине - 7 предметов;
*по эмоциональному состоянию (переход от одного эмоционального
состояния к другому) - 5 степеней выраженности; по возрасту - 4 возрастные
группы;
*по степени выраженности свойств предметов - 5 степеней; серия из 5
последовательных картинок.
Классификация
*по двум признакам на основе имеющихся обобщений без помощи
взрослого.
Эмоциональная сфера
Ребенок должен уметь узнавать по пиктограмме и называть
эмоциональные состояния: радость - восторг, грусть, гнев - ярость,
удивление, испуг, растерянность, спокойствие. Умение рассказать о своем
настроении.
Знание не менее трех способов выражения и изменения этих
эмоциональных состояний.
Коммуникативная сфера
Умение объединяться в пары для совместной работы.
Умение при помощи взрослого распределять роли в игре и придумывать
дополнительные роли.
13

Знание основных способов невербального общения
Волевая сфера
Принимать и удерживать 3 правила в игровой ситуации и учебной
ситуации.
Умение действовать по словесной и зрительной инструкции.
Личностная сфера
Сформированность представлений о таких личностных качествах людей,
как доброта и злость, жадность и щедрость, лень, капризность.
Умение оценивать себя, выделяя в своем поведении эти качества.
Проявление элементов рефлексии.
Возрастные особенности детей 6 - 7 лет
Ведущая потребность - общение.
Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Ведущая функция - воображение.
Особенности возраста:
1.
Проявление произвольности всех психических процессов. Но
учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
2.
Переход к младшему школьному возрасту.
3.
Проявление
кризиса
7
лет
(капризы,
паясничанье,
демонстративное поведение).
4.
Повышенная чувствительность.
5.
Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого.
Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного
знания.
6.
Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Цели и задачи взрослых:
1.
Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
2.
Способствовать развитию мышления.
3.
Формировать произвольность всех психических процессов.
4.
Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
5.
Способствовать формированию коммуникативных навыков
сотрудничества в общении со сверстником.
6.
Способствовать формированию самосознания и адекватной
самооценки.
7.
Способствовать формированию внутреннего плана действий
через интериоризацию структуры деятельности.
8.
Продолжать формировать этические представления.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Развитие произвольности всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы
преобладают над личными.
4. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней
позиции школьника.
5. Возникновение первой целостной картины мира.
14

Возрастные нормы психического развития ребенка 7 года жизни
(критерии результативности)
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и
социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем - 7-8 предметов.
Слуховая образная -7 звуков.
Слуховая вербальная - 7 - 8 слов.
Тактильная - 7 предметов.
Словесно - логическая.
Произвольность памяти.
Внимание
Объем - 7 - 8 предметов.
Устойчивость - 25-30 минут.
Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5
мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение
Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с
использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование
одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными
материалами, придумывание различных игровых сюжетов).
Развитие интеллектуальной сферы
Анализ.
Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Умение находить решение проблемных ситуаций.
Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном
произведении.
Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом
контраргументов.
Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и
более признакам.
Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей - со
зрительной опорой на образец.
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе
существенные признаки.
Обобщение
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.
Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся
обобщений.
Выполнение сериации по всем свойствам предметов.
Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.
Выполнение операции классификации по существенным признакам.
15

Волевая сфера
Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной
ситуации.
Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.
Умение планировать свою деятельность.
Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера
Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.
Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.
1.5.

Планируемые результаты освоения программы.

Основные используемые методы:
*наблюдение за ребенком
*беседы
*экспертные оценки
При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко
формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов
освоения программы и уровня развития интегративных качеств детей
осуществляется 1-2 раза в год с использованием диагностики результатов,
что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей,
сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и
не нарушает ход образовательного процесса.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих
получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагогапсихолога в разработке и внедрении системы оценки достижения
планируемых результатов
освоения основной общеобразовательной
программы в образовательном учреждении, прежде всего в части
обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной
образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и
личностных результатов.
В результате освоения программы дети:
 научатся осознавать себя и свои возможности;
 научатся открыто проявлять эмоции и чувства различными социально
приемлемыми способами;
 научатся распознавать эмоциональные состояния других детей и взрослых
по мимике, жестам;
 научатся пользоваться вербальными и невербальными средствами
общения, внимательно относиться как к себе и к окружающим научатся
проявлять эмпатию: понимание, сочувствие
будут проявлять
познавательный интерес, инициативу и самостоятельность, обладать
развитым воображением;
16

закрепят знание цветов, геометрических фигур, умение их различать и
комбинировать из них различные предметы;
 расширят словарный запас, закрепят умение выражать свои мысли и
желания; научатся конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками,
уметь выйти из конфликта, уметь найти компромисс;
У воспитанников подготовительной к школе группы будут
сформированы: положительное отношение к школьному обучению,
самоконтроль, ответственность и самостоятельность в принятии решений.


2.

Содержательный раздел

2.1 . Образовательные области в работе педагога-психолога
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом
приоритетного направления деятельности ДОУ и сферы компетентности
педагога-психолога,
реализацию пяти образовательных областей:
познавательной,
речевой,
социально-личностной,
художественноэстетической и физической.
К сфере профессиональной компетентности педагога - психолога
относятся следующие образовательные области:
Социально-коммуникативная область - где ребенок входит в мир
социальных отношений, познает себя и других, осознает свои возможности,
учится проявлять эмоции и чувства различными, социально приемлемыми
способами, учится адекватному поведению в конфликтных ситуациях. В
игре ребенок проигрывает жизненные ситуации, отношения между людьми,
в ней развивается, познает мир, общается.
Познавательная область - где ребенок познает многообразие
свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует,
накапливает опыт и хочет исследовать дальше. Благодаря этому у детей
развиваются высшие психические функции и познавательные процессы:
внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность,
сообразительность, фантазия, речь и коммуникативные способности.
Речевая область - где ребенок учится диалоговому общению.
Учится отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинноследственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинноследственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в
разных видах деятельности
Художественно-эстетическая
область
где
через
художественное и музыкальное творчество дети учатся выражать себя, свои
эмоции. Благодаря использованию методов арт-терапии дети могут снять
накопившуюся
усталость,
напряжение.
Через
использование
17

разнохарактерной музыке дети развивают координацию
пластику, а через театрализованные постановки обыгрывают.

движений,

2.2 Основные направления деятельности педагога-психолога
Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена на всех участников
образовательного процесса: детей, родителей, педагогов и администрацию.
Психолого-педагогическое
сопровождение
образовательной
деятельности
в
ДОУ
осуществляется
по
всем
направлениям
профессиональной деятельности педагога-психолога:
• Психологическая диагностика, в том числе детей с ОВЗ
• Коррекционно - развивающая работа с детьми, в том числе с детьми с
ОВЗ
• Психопрофилактика
• Консультирование участников образовательных отношений
• Психологическое
просвещение
участников
образовательных
отношений
• Организационно - методическая работа
Диагностическая работа
Цель диагностической работы в ДОУ - помочь педагогам и родителям
ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение.
Диагностика - это важный подготовительный этап индивидуального и
группового консультирования, психолого-педагогического консилиума,
педсовета. Она позволяет выявить причины возникновения трудностей в
обучении и развитии, определить сильные стороны личности, её резервные
возможности, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.
Психолого - педагогическая диагностика в ДОУ охватывает все возрастные
группы воспитанников, а также педагогов и родителей с использованием
стандартизированных методик. Психодиагностика родителей проводится по
индивидуальному запросу, диагностируются отношения в семье.
Психодиагностическая работа с воспитанниками описана в Таблице 2.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия
его родителей (законных представителей).
Результаты
психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.
Развивающая и коррекционная работа
Коррекционно-развивающая
работа
основное
направление
деятельности педагога-психолога. Она предполагает активное воздействие на
развитие личности и индивидуальности воспитанника и обеспечение
соответствия этого развития возрастным нормативам. А также, оказание
помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и
обучения детей, развитии их способностей и склонностей. Развивающая
18

работа предполагает создание социально-психологических условий для
нормального психологического развития воспитанников.
Психокоррекционная
работа
предполагает
психологическое
сопровождение воспитанников, имеющих трудности в: освоении
образовательной программы, поведении, социальной адаптации и
личностном развитии.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога в ДОУ
строится на основе комплексного подхода и начинается с диагностической и
аналитической работы. Анализируются медицинские карты с целью
выявления
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья;
информационные карты, заполненные педагогами, с целью выявления
воспитанников, нуждающихся в психологическом сопровождении.
Педагогом-психологом
проводится
скрининговая
диагностика
воспитанников МАДОУ, анализируются её результаты, так же выявляются
дети, нуждающихся в психологическом сопровождении. Далее, выявляются
воспитанники со схожими трудностями в развитии и формируются
подгруппы для психокоррекционной работы. Если у воспитанника имеются
комплексные нарушения в развитии: медицинские, психологические,
логопедические,
ребёнок
направляется
на
ПМПк,
составляется
индивидуальная коррекционно-развивающая программа.
Непосредственно коррекционно-развивающие занятия могут быть:
подгрупповыми и индивидуальными. Это занятия по адаптации детей к
условиям ДОУ, профилактике социально-психологического климата в
группе. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в игровом
центре кабинета психолога. Содержание и структура занятия варьируются в
соответствии с возрастными закономерностями, индивидуальными
особенностями детей, целью и задачами каждого занятия. Все занятия
проводятся в соответствии с требованиями СанПиН -2013.
Консультативная
работа
Педагог-психолог
оказывает
консультативную помощь педагогам, специалистам, администрации,
родителям
(законным
представителям)
воспитанников
ДОУ.
Консультирование проводится по вопросам, связанным с оптимизацией
воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах
ребенка с целью оптимизация взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса.
Профилактическая работа Психопрофилактическая работа педагогапсихолога направлена на формирование у педагогов, воспитанников и их
родителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их
в работе с ребенком или в интересах собственного развития, создание
условий для полноценного психического развития ребенка на каждом
возрастном этапе, а также, своевременное выявление и предупреждение
таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным
сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в
его поведении и отношениях. Профилактическая работа с воспитанниками
ДОУ направлена на развитие коммуникативных познавательных и
творческих способностей, эмоциональной сферы и социальную адаптацию
детей. Профилактическая работа с родителями и педагогами несёт
19

просветительский характер. Планируется и проводится в виде консультаций,
тренингов, совместных встреч с родителями и детьми.
Просветительская работа Психологическое просвещение - важная
составляющая профилактического направления работы педагога-психолога.
В современном обществе пока ещё недостаточно распространены
психологические знания и умения, особенно уважение особенностей
личности ребёнка. Так же, и в педагогических коллективах, и в семьях,
возможны конфликты, в основе которых - неумение и нежелание разобраться
в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках, прислушиваться
друг к другу, понять. Основной смысл психологического просвещения
заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических
исследований, формировать потребность в психологических знаниях и
желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития
собственной личности, а также достичь понимания необходимости
практической психологии и работы психолога в детском саду.
Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед,
семинаров.
Организационно – методическая работа
• Разработка рекомендаций для педагогов и родителей
• Оформление и заполнение рабочей документации.
• Анализ и обработка результатов диагностических обследований,
написание заключений.
• Составление и написание развивающих / коррекционных программ.
• Подготовка протоколов и бланков диагностического обследования,
материала к коррекционно - развивающим занятиям.
• Оформление информации для стендов и памяток.
• Подготовка к семинарам, тематическим встречам, педсоветам,
консультациям.
• Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и
реализуемых программ.
• Написание статистического и аналитического годового отчетов.
Итоги работы за год отражаются в статистическом и аналитическом отчете за
учебный год. В аналитическом отчете также намечаются перспективы
работы на будущий год.
2.3. Планирование развивающей и коррекционной работы педагогапсихолога с детьми
Программа психологических занятий с детьми дошкольного
возраста (3-7 лет) «Цветик - семицветик» (Куражева Н.Ю., Вараева
Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)
Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего
возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих
психических процессов. Элементарные нравственные представления и
чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот
период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать
20

«культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и
стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и
методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой
психологической программы для детей дошкольного возраста не существует.
Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых
педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого
разделения педагогических и психологических задач. В то же время
большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и
психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В
связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов,
мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка
обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического
развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному
взаимодействию между педагогом и психологом.
Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает
непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на
протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития
каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в
течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и
систематизации психологического материала, что предполагает объединение
различных
направлений
деятельности
психолога
дошкольного
образовательного учреждения.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для естественного психологического развития ребенка.
Задачи:
Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир
человеческих эмоций.
Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного
развития процесса общения.
Развитие волевой сферы - произвольности и психических процессов,
саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.
Развитие личностной сферы - формирование адекватной самооценки,
повышение уверенности в себе.
Развитие интеллектуальной сферы - развитие мыслительных умений,
наглядно-действенного,
наглядно-образного,
словесно-логического,
творческого и критического мышления.
Формирование позитивной мотивации к обучению.
Развитие познавательных и психических процессов - восприятия,
памяти, внимания, воображения.

21

Концептуальная основа программы
Содержание программы строится на идеях развивающего обучении Д.Б.
Эльконина В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего
развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи
развития психических функций через использование различных видов
деятельности, свойственных данному возрасту.
В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного
отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).
Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А.
Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности.
Повышение
эффективности
основано
на
идеях
поэтапного
формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Формы работы с детьми в рамках программы
Данная программа предусмотрена для работы с
рамках дошкольных образовательных учреждений.
Групповые занятия:
Комплектация групп и продолжительность
возрастной категории.
Количество детей в
Возраст
группе
3-4 года
5-6 человек
4-5 лет
6-7 человек
5-6 лет
7-8 человек
6-7 лет
8-10 человек

детьми от 3 до 7 лет в
занятий

зависит

от

Время занятия
15 минут
20 минут
25 минут
25-30 минут

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую
тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов
наблюдений психолога.
Построение
программы
для
каждого
возрастного
периода
ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на
развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности:
3 - 4 года - восприятие;
4 - 5 лет - восприятие, эмоциональная сфера;
5 - 6 лет - эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;
6 - 7 лет - личностная сфера, волевая сфера.
Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания,
воображения,
мышления),
а
также
на
развитие
волевой
и
психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.
Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно гигиенических норм и правил.
22

Оснащение занятий
- Аудио - видеотека;
- фонотека и фильмотека;
- настольно - печатные игры;
- предметные игрушки;
- доска;
- цветные мелки;
- пластилин;
- краски, карандаши, фломастеры;
- писчая и цветная бумага;
- строительный материал;
- ковер.
Принципы проведения занятий
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- цикличность построения занятия;
- доступность;
- проблемность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
1.
Организационный этап - создание
эмоционального настроя в группе; упражнения и
игры с целью привлечения внимания детей;
2.
Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний
детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;
3.
Практический этап - подача новой информации на основе
имеющихся данных; задания на развитие познавательных процессов
(восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей;
отработка полученных навыков на практике;
4.
Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение
итогов занятия.
Индивидуальная работа:
Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине
учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных
процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты
могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях,
в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и
педагогов.
Работа с родителями детей - участников программы:
Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье,
способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков,
полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни;
23

просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаровпрактикумов и круглых столов.
Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 3 до 4 лет
(1 занятие в неделю по 15 минут)
Месяц

№

Сентябрь 1
2
3
4
Октябрь 1
2
3
4
Ноябрь 1
2
3
4
Декабрь 1
2
3
4
Январь 1
2
3
Февраль 1
2
3
Март

Апрель

4
1
2
3
4
1
2
3
4

Темя занятия

Кол-во
часов
Знакомство
1
Давайте дружить
1
Правила поведения на занятиях
1
Я и моя группа
1
Радость
1
Грусть
1
Гнев
1
Словарик эмоций
1
Осенний праздник
1
Восприятие цвета. Обобщение: овощи, фрукты
1
Восприятие формы
1
Восприятие величины (большой – маленький)
1
Здравствуй, Зима
1
Диагностика
1
Диагностика
1
Новогодний праздник
1
Восприятие величины (широкий-узкий)
1
Восприятие величины (длинный-короткий)
1
Сказка «Сбежавшие игрушки». Обобщение: игрушки 1
Сказка «Теремок». Обобщение: животные
1
К.И.Чуковский «Федорино горе». Обобщение:
посуда
1
Л.Ф.Воронкова «Маша растеряша». Обобщение:
одежда,
1
обувь
Мальчики-одуванчики
1
Девочки-припевочки
1
Сказка «Три медведя». Обобщение: мебель
1
Сказка «Репка». Дружба, взаимопомощь
1
Страна Вообразилия
1
День смеха
1
Здравствуй, Весна. Обобщение: насекомые
1
Итоговая диагностика
1
Итоговая диагностика
1

24

Тематическое планирование психологических
занятий для детей от 4 до 5 лет
(1 занятие в неделю по 20 минут)

Месяц

№

Сентябрь 1
2
3
4
Октябрь 1
2
3
4
Ноябрь 1
2
3
4
Декабрь 1

2
3
4
Январь 1
2
3
Февраль 1
2
3
4
Март 1
2
3
4
Апрель 1
2
3
4

Темя занятия
Знакомство.
Давайте дружить.
Волшебные слова.
Правила поведения на занятиях.
Радость, грусть.
Гнев.
Удивление.
Испуг (ознакомление)
Спокойствие.
Словарик эмоций.
Праздник Осени.
Восприятие сенсорных эталонов предметов
(цвет, форма, величина)
Восприятие свойств предметов (тяжелыйлегкий, прозрачный-непрозрачный, сухоймокрый, горячий-холодный).
Диагностика.
Диагностика.
Новогодний праздник.
Мои помощники глазки.
Мои помощники ушки.
Мой помощник носик.
Мой помощник ротик.
Мои помощники ручки.
Мои помощники ножки.
Из чего же сделаны наши мальчишки?
Из чего же сделаны наши девчонки?
Страна Вообразилия.
Прогулка по городу. Обобщения.
Здравствуй, Весна!
День смеха.
В гостях у сказки.
Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика.

25

Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 5 до 6 лет
(1 занятие в неделю по 25 минут)
Месяц
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь
Февраль

Март

Апрель

№
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1

2
3
4
1
2
3
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4

Темя занятия
Знакомство.
Давайте дружить.
Волшебные слова.
Правила поведения на занятиях.
Радость, грусть.
Гнев.
Удивление.
Испуг (ознакомление)
Спокойствие.
Словарик эмоций.
Праздник Осени.
Восприятие сенсорных эталонов предметов
(цвет, форма, величина)
Восприятие свойств предметов (тяжелыйлегкий, прозрачный-непрозрачный, сухоймокрый, горячий-холодный).
Диагностика.
Диагностика.
Новогодний праздник.
Мои помощники глазки.
Мои помощники ушки.
Мой помощник носик.
Мой помощник ротик.
Мои помощники ручки.
Мои помощники ножки.
Из чего же сделаны наши мальчишки?
Из чего же сделаны наши девчонки?
Страна Вообразилия.
Прогулка по городу. Обобщения.
Здравствуй, Весна!
День смеха.
В гостях у сказки.
Итоговая диагностика.
Итоговая диагностика.

Тематическое планирование психологических занятий
для детей от 6 до 7-8 лет
(1 занятие в неделю по 25-30 минут)
26

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Месяц

№

Сентябрь

Темя занятия

Кол-во часов

Сказки для школьной адаптации:
1

Создание «Лесной школы».
1

2

Букет для учителя.
1

3

Смешные страхи.
1

4

Игры в школе.
1

Октябрь

5

Школьные правила.

1

Сказки об отношении учеников к атрибутам
школьной
образовательной среды:
1
1
2

Собирание портфеля.
1

Белочкин сон.

1
Ноябрь

Декабрь

3

Госпожа Аккуратность.

4
5
6

Жадность.
Волшебное яблоко (воровство).
Подарки в день рождения.
Сказки об отношении учеников к урокам, к
знаниям:

1

Домашнее задание.

2
3
4
5

Школьные оценки.
Ленивец.
Списывание.
Подсказка.

Январь

1
1

1
1
1
1

Сказки о здоровье, в том числе психическом:
1

Бабушкин помощник.
Прививка.

2
Больной друг.
27

1
1

Февраль

Сказки о школьных конфликтах:
1
1

Ябеда.
1

2

Шапка-невидимка (демонстративное поведение).
1

3

Задача для Лисенка (ложь).
1

4

Спорщик.

Март

5
6
7
8

Обида.
Хвосты (межгрупповые конфликты).
Драки.
Грубые слова.

1
1
1
1

Апрель

9
10
11
12

Дружная страна (межполовые конфликты).
В гостях сказки.
Диагностика.
Диагностика.

1
1
1
1

2.4. Формы взаимодействия с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются
в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень
образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия
педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на
создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ,
установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с
родителями.
Взаимодействие с семьями воспитанников строятся на основе
сотрудничества и на признании приоритета семейного воспитания. В Законе
РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.44) говорится: «Родители
(законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми
другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного
и интеллектуального развития личности ребенка, способностей и
необходимой коррекции нарушений их развития».



Взаимодействие с родителями строится на принципах:
Открытости
сотрудничества
28



единства подходов для создания активной развивающей среды,
обеспечивающей развитие личности ребенка в семье и детском
коллективе
Формы сотрудничества педагога-психолога с родителями:

1.
Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
2.
Индивидуальное консультирование родителей.
3.
Диагностика
социальной
ситуации
семейных,
детскородительских взаимоотношений (по запросу, плану педагогапсихолога).
4.
Просветительская работа среди родителей.
5.
Организация и проведение тренингов, семинаров.
6.
Участие в родительских
собраниях групп.
В течение года осуществляется регулярное и систематическое
информирование
родителей
(законных
представителей)
о
ходе
коррекционно-развивающего процесса, индивидуальные и групповые
консультации, рекомендации по актуальным вопросам и запросам родителей
и педагогов.
2.5. Формы сотрудничества педагога-психолога с педагогами
ДОУ.
1.Методическая и практическая помощь в организации и
проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2.Повышение уровня педагогической и психологической
грамотности.
Просветительская работа с
воспитателями,
педагогами ДОУ.
3.Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на
основании результатов диагностики (в течение года).
4.Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания
и развития детей (по запросам).
5.Семинары, практикумы, психологические тренинги.
3.Организационный раздел программы
3.1. Особенности организации коррекционно-развивающей
предметно-пространственной среды
В пункте 3.3. ФГОС перечислены требования к развивающей предметнопространственной
среде:
обеспечение
максимальной
реализации
образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также
материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного
возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны
и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их
развития, обеспечение возможности общения и совместной деятельности
детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения, учета национально-культурных, климатических условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность.
29

Созданная развивающая предметно-пространственная среда
отвечает следующим характеристикам:
1.Содержательная насыщенность - обеспечивается наличием в
учреждении средств обучения и воспитания (в том числе технических),
материалов, в том числе расходных игровых, спортивных, оздоровительного
оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей
и содержанию Программы.
Организация
образовательного
пространства
и
разнообразие
материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)
обеспечивают: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в
том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх
и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения
детей.
2. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность
изменений предметно-пространственной среды в зависимости от
образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и
возможностей детей.
3. Полифункциональность материалов обеспечивает возможность
разнообразного использования составляющих предметной среды, в том
числе детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
4. Вариативность среды обеспечивается наличием различных
пространств в детском саду и в группах (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал
периодически сменяется, дополняется новыми предметами, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность
детей.
5. Доступность среды предполагает:
- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
-исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает
соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и
безопасности их использования.
3.2 Материально-технические обеспеченность
В учреждении имеется отдельный кабинет педагога-психолога. Кабинет
оснащен всем необходимым:

письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для
развивающих игр и пособий, шкафом для рабочих папок.

организовано рабочее пространство психолога: имеются ноутбук, доступ
в интернет.
30

















развивающим пособием «Фиолетовый лес»
песочным столом с подсветкой
имеется «Уголок уединения»
кубик эмоций
пособие «Дерево добрых дел»
«Умные шнуровки»
наборы маленьких игрушек (деревья, животные, овощи/фрукты,
транспорт, мебель, посуда, природный материал)
тематические игры«Азбука настроений»
«Волшебное путешествие»,
«Четвертый — лишний» и т. д.
«Умные шнуровки»
наборы маленьких игрушек (деревья, животные, овощи/фрукты,
транспорт, мебель, посуда,
природный материал)
тематические игр «Азбука настроений», «Волшебное путешествие»,
«Четвертый - лишний» и т. д.

3.3 Оборудование и игровой материал для организации
развивающей предметно-пространственной среды соответствует
следующим критериям:
- соответствие оборудования, игрушек и материалов возрастным и
индивидуальным потребностям и интересам ребёнка;
- полифункциональность оборудования, игрушек и материалов
(возможность гибкого вариативного использования в разных игровых
ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребёнка);
- дидактическая ценность оборудования, игрушек и материалов.
3.4. Игры и игровые упражнения
Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания,
памяти, зрительно - пространственных представлений:
 «Отличи на звук»,
 «Потрогай рукой, найди ногой»,
 «Найди рыбку»,
 «Покажи такую же».
Для развития общей и мелкой моторики:
 «Трехмерная мозаика»,
 «Уникуб»,
 «Замок», мозаика
Конструктивные игры:
 «Забор из кубиков и кирпичиков»,
 «Построим башню»,
Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения
 «Времена года»;
 «Кому что дать»;
 «Кто где живет»
31










«Назови одним словом»
Для формирования и развития уверенности в себе:
«Зеркало наоборот»,
«Запрещенное движение»,
«На что похоже мое настроение?»,
Для управления гневом:
«Кто поет на берегу реки?»,
«Как общаться с королем»,
Для гиперактивных детей:
«Давайте поздороваемся»
«Мы едем едем-едем»
3.5. Организация занятий педагога-психолога

Сентябрь, октябрь - адаптационный период и углублённая диагностика
(обследование и заполнение диагностических карт, наблюдение за детьми в
различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях,
при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми.
Ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май: основной период
работы.
Июнь - совместная игровая деятельность с детьми, наблюдение в
различных режимных моментах.
Работа педагога-психолога с детьми проводится индивидуально или
подгруппами. В зависимости от характера психологических и
характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах
варьируется от 3 до 10.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной
деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы в дошкольных организациях»:
- 4 года не более 15 мин;
- 4 -5 лет не более 20 мин;
- 5 - 6 лет не более 25 мин;
- 6 - 7 лет не более 30 мин.
В середине времени, отведенного на непрерывную деятельность физкультминутка.
Перерывы
между
периодами
непрерывной
образовательной
деятельности не менее 10 мин.
3.6 . Методическое обеспечение реализации рабочей программы
1.
Программа психолого-педагогических занятий с детьми
дошкольного возраста «Цветик - семицветик» для детей от 3 до 4 лет /
32

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Козлова И.А., Тузаева А.С. – СПб. – М. Изд.
«Речь», 2017 г.;
2.
Программа психолого-педагогических занятий с детьми
дошкольного возраста «Цветик - семицветик» для детей от 5 до 6 лет /
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Козлова И.А., Тузаева А.С. – СПб. – М. Изд.
«Речь», 2016 г.;
3.
Программа психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного
возраста «Цветик - семицветик» для детей от 6 до 7 лет / Куражева Н.Ю.,
Вараева Н.В., Козлова И.А., Тузаева А.С. – СПб. – М. Изд. «Речь», 2019 г.;
4.
Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М, Творческий центр
Сфера, 2015 Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного
возраста. Как помочь ребенку. - С-Пб, Речь, 2014 Арцишевская И.Л. Работа
психолога с гиперактивными детьми в детском саду. 2014.
5.
Бавина Т.В., Е.И.Агаркова «Детские страхи: решение проблемы в
условиях детского сада» – М.: АРКТИ, 2013.
6.
Баенская Е. Р., Никольская О. С., Либлинг М. М. Дети с
аутизмом: психологическое сопровождение. М.: Теревинф, 2015 – 152с.
7.
Борякова Н.Ю. Коррекционно-развивающее обучение и
воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и
практика. М.: РИЦ МГГУ им. М.А.Шолохова, 2015.
8.
Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться:
руководство для детского психолога. - СПб.: НОУ «СОЮЗ».
9.
Вайнер М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция
недостатков эмоционального развития дошкольников. - М.: Педагогическое
общество России, 2015 – 117с.
10.
Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», М., ООО «ТЦ
Сфера», 2014 – 234с.
11.
Калягин В., Матасов Ю., Овчинникова Т. Как организовать
психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. - С-Пб:
КАРО, 2015.
12.
Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы
детей старшего дошкольного возраста. Тесты. Упражнения. Игры. Ростов на
Дону: Феникс, 2013.
13.
Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинарыпрактикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А. В. Ненашева, Г. Н.
Осинина, И. Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
14.
Карпова С.И., Мамаева В.В. «Развитие речи и познавательных
способностей дошкольников 4-5 лет». М.: Сфера, 2014.
15.
Калинина Р. «Тренинг развития личности дошкольника: занятия,
игры, упражнения» - СПб.: Издательство «Речь», 2014.
16.
Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс
мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской
агрессии. - Серия: В помощь психологу ДОУ. / состав.: Лесина С.В., Попова
Г.П. и др. – Волгоград: Учитель, 2013.

33

17.
Особые дети:
вариативные
формы
коррекционнопедагогической помощи: методическое пособие / под ред. Е.А. Стребелевой,
А.В. Закрепиной. - М.: ЛОГОМАГ, 2016.
18.
Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в
детском возрасте. - М, Сфера, 2015.
19.
А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период
адаптации к ДОУ».
20.
Стребелева Е.А. Коррекционно - развивающее обучение детей в
процессе дидактических игр. - М.: Владос, 2012.
21.
Севастьянова Е.О. «Дружная семейка: Программа адаптации
детей к ДОУ, М.: ТЦ Сфера, 2015.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».