Пояснительная записка к Учебному плану Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (Закон «Об образовании в РФ»). Учитывая специфику дошкольного образования - отсутствие предметного характера содержания образования на данной ступени, реализацию образовательных областей через детские виды деятельности, - учебный план представляет собой план образовательной деятельности в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПиН. Учебный план (план занятий) Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 364 (далее МАДОУ детский сад № 364) является локальным нормативным документом, регламентирующим организацию непрерывной образовательной деятельности в образовательном учреждении. Учебный план составляется на текущий учебный год. В нем представлена непрерывная образовательная деятельность в русле специфических для дошкольного возраста детских видов деятельности. Учебный план является основанием для составления расписания непрерывной образовательной деятельности. Нормативной базой для составления плана образовательной деятельности детского сада являются: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 24.09.2022 г. в п.10.1, ст.2; ч.6, 6.4 ст.12; ч.3 ст.18); - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17.10.2013 года; действует с 01.01.2014 года. С изменениями от 08.11.2022 года); - Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). (Приказ Минпросвещения России № 1028 от 25.11.2022 года); - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2); - Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28); - Образовательная программа МАДОУ детский сад № 364 (Принята на педагогическом совете, Протокол № 1 от 03.09.2024 г; утверждена заведующим, Приказ № 67/1-о от 03.09.2024 г.); - Устав МАДОУ детский сад № 364. Основными задачами плана образовательной деятельности являются: Регулирование объёма образовательной нагрузки в условиях образовательной деятельности. Реализация федеральной образовательной программы дошкольного образования в условиях организации образовательной деятельности. МАДОУ детский сад № 364 укомплектован детьми в возрасте от 3 до 7 лет, функционирует 6 групп: 1 группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте 3-4 года; 2 группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте 4-5 лет; 2 группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте 5-6 лет. 1 группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте 6-7 лет. Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России. Содержание образовательной деятельности в ДОУ выстроено с учетом ФОП ДО (Федеральной образовательной программы дошкольного образования): - соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; - соответствует принципу интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Различные формы работы с детьми организуются в первую и вторую половину дня. В первой половине дня во II младшей и средней группах планируются не более двух видов образовательной деятельности. В группах детей среднего дошкольного возраста образовательная деятельность во второй половине дня планируются не чаще 1 раза в неделю, преимущественно музыкально - художественного направленности. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна не чаще 2-3 раз в неделю. Согласно СанПиН продолжительность образовательной деятельности для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет - не более 25 минут; для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 50 и 60 минут. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Домашние задания воспитанникам дошкольных групп ДОУ не задают. Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются 3 раза в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе - 15 мин., в средней группе - 120 мин., в старшей группе - 25 мин., в подготовительной - 30 минут. Один раз в неделю для детей 3 - 7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличие спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время при благоприятных метеорологических условиях непрерывную образовательная деятельность по физическому развитию организуется на открытом воздухе. В режиме дня выделяется специальное время и создается обстановка для ежедневного чтения и непринужденного обсуждения художественной литературы. Общественно полезный труд детей старшего дошкольного возраста проводится в форме самообслуживания, элементарного хозяйственно-бытового труда и труда на природе (сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям). Его продолжительность не превышает 20 минут в день. Музыкальное развитие осуществляется музыкальным руководителем; физкультурное развитие - инструктором по физической культуре. Для детей, имеющих речевые нарушения, организуется индивидуальная коррекционная деятельность, осуществляемая учителем – логопедом в соответствии с Графиком индивидуальных занятий в условиях логопункта. Так же в детском саду есть педагог-психолог, который проводит индивидуальную, подгрупповую работу с детьми. В МАДОУ детский сад № 364 проводятся занятия с использованием интерактивных технологий. Частично используется показ мультфильмов, детских познавательных передач по телевизору или через мультимедиа проектор, используется интерактивная доска. Санитарные требования к просмотру телепередач соблюдаются. В середине учебного года (январь) для детей организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления. В летний период проводят образовательную деятельность только эстетически-оздоровительного цикла, спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличивается продолжительность прогулок Учебный план непрерывной образовательной деятельности на 2024 - 2025 учебный год № п/п Модуль образовательной деятельности (образовательная область) II-я младшая группа (3 - 4 года) группа № 1 Количес тво в неделю 1. 1.1 2. 2.1 2.2. 3. 3.1. Длитель ность в минутах Возрастные группы Средняя группа Старшая группа (4 - 5 лет) (5 - 6 лет) группа № 3 группы № 2, № 4 Количес тво в неделю Подготовительна я группа (6 -7 лет) группы № 5, № 6 Количе Длитель ство в ность недел в ю минутах Формы работы с детьми Длитель Количес Длитель ность тво в ность в неделю в минутах минутах ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ООП ДО Модуль образовательной деятельности (образовательная область) - «Социально-коммуникативное развитие» Познавательно-исследовательская 0,5 15 1 20 1 25 1 30 Дидактическая игра, игровые приемы, деятельность/ Развитие представлений упражнения. Беседа. Ситуативный об окружающем мире и о себе разговор. Экскурсии. Наблюдение. Рассматривание наглядных средств. Решение проблемных ситуаций. Проектная деятельность. Развлечения, викторины, конкурсы. Ситуация морального выбора. Обсуждение. Моделирование. Модуль образовательной деятельности (образовательная область) - «Познавательное развитие» Познавательно-исследовательская 0,5 15 1 20 1 25 1 30 Дидактическая игра, в том числе с деятельность / Ознакомление с сенсорной направленностью. природой. Развитие экологических Пальчиковая гимнастика. Наблюдение. представлений Опыты и эксперименты. Познавательные беседы. Познавательное чтение. Познавательно-исследовательская 1 15 1 20 1 25 2 30 Экскурсии. Решение проблемных деятельность / Математическое и ситуаций. Коллекционирование. сенсорное развитие Моделирование. Проектная деятельность. Передвижные музейные экспозиции. Работа с различными источниками информации. Социальное экспериментирование. Творческая игра. Сочинение рассказов, сказок, составление загадок. Модуль образовательной деятельности (образовательная область) - «Речевое развитие» Коммуникативная деятельность / 1 15 1 20 1 25 1 30 Словесные игры. Разучивание стихов. Развитие речи Психогимнастика. Беседа. Речевая 3.2. 3.3 4. 4.1. Коммуникативная деятельность / Подготовка к обучению грамоте Чтение (восприятие) художественной литературы и фольклора/ Ознакомление с художественной литературой Двигательная деятельность / Физическая культура и Физическая культура а воздухе ситуация. Составление отгадывание загадок. Сочинение стихов. Придумывание сказок. Игровые 1 15 1 20 1 25 1 30 ситуации. Логоритмика. Чтение художественной литературы. Обсуждение. Рассказ. Инсценирование. Модуль образовательной деятельности (образовательная область)- «Физическое развитие» 3 15 3 20 3 25 3 30 Подвижные игры. Соревнования. Спортивные праздники и развлечения. Двигательная разминка. Профилактические упражнения. Спортивные игры и упражнения на воздухе. Оздоровительный бег. Подвижные игры. Спортивные праздники и развлечения. Двигательная разминка. Профилактические упражнения. - - - - 1 25 1 30 Модуль образовательной деятельности (образовательная область) - «Художественно-эстетическое развитие» Изобразительная деятельность / 0,5 15 0,5 20 1 25 1 30 Рассматривание (картин, репродукций, Рисование декоративно-прикладных работ). Обсуждение. Беседы. Тематические 5.2. Изобразительная деятельность / Лепка 0,5 15 0,5 20 0,5 25 0,5 30 выставки. Рисование. Лепка. Аппликация. 5.3. Изобразительная деятельность / 0,5 15 0,5 20 0,5 25 0,5 30 Творческая мастерская. Проектная Аппликация деятельность. 5.4. Конструктивная деятельность / 0,5 15 0,5 20 1 25 1 30 Игры со строительным материалом. Конструирование 5.5. Музыкальная деятельность /Музыка 2 15 2 20 2 25 2 30 Музыкально-дидактическая игра. Музыкально-ритмические упражнения. Слушание музыки. Пение. Танец. Игра на музыкальных инструментах. Развлечение. Праздник. Драматизация. Театрализация. Этюды 14 5 часов 15 7 часов Всего в неделю 11 2 час 45 12 4 часа 50 мин 30 мин мин ЧАСТЬ ООП ДО, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ Модуль образовательной деятельности (образовательная область) - «Познавательное развитие» Познавательно-исследовательская В течение дня в ходе образовательной деятельности, в режимных моментах, чтение художественной литературы, игровой 6. деятельность/ программа СамоЦвет» деятельности, продуктивные виды деятельности. Социально-коммуникативного развития Программа направлена на приобщение детей к разнообразным аспектам социальной культуры. 7. и социального воспитания дошкольников/ программа «Дорогами добра» 5. 5.1