Адаптированная программа МАДОУ № 364 для детей с ОВЗ на 2024-2025 уч.год

1

Содержание
1.
Целевой раздел
Стр.
1.1
Пояснительная записка …………………………………………….
3
1.1.1. Цели задачи реализации АОП для детей с тяжёлыми
нарушениями речи…………………………………………………
4
1.1.2 Принципы и подходы к формированию АОП ДО для детей с
нарушениями речи …………………………………………………
5
1.1.3 Характеристики детей старшего дошкольного возраста с ОНР,
значимые для разработки и реализации АОП …………………….
5
1.2.
Планируемые результаты освоения АОП для детей с
нарушениями речи – целевые ориентиры в логопедической
работе ………………………………………………………………..
9
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

3.
3.1.

3.2.

Содержательный раздел
Образовательный компонент АОП. ……………………………….
Коррекционный компонент АОП…………………………………..
Воспитательный компонент АОП………………………………..
Формы работы в рамках АОП……………………………………
Оценка результатов реализации АОП………………………….
Взаимодействие педагогических работников в разработке и
реализации коррекционных мероприятий……………………..
Организационный раздел
Особенности
организации
развивающей
предметнопространственной среды для детей с ОВЗ в группах
общеразвивающей направленности………………………………
Материально-техническое обеспечение работы учителялогопеда. Оснащение логопедического кабинета………………...

2

10
11
14
14
16
16

19
20

1. Целевой раздел
1. 1. Пояснительная записка
АОП - адаптированная образовательная программа для детей с
ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи ТНР) с
учетом
особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости, обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психолого-медико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Данная программа составлена на основе «Примерной адаптированной
программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе
детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». (СПб., 2014 г.). Автор Н.В. Нищева; АОП
разработана в соответствии с «Всемирной декларацией об обеспечении
выживания, защиты и развития детей», «Конвенцией ООН о правах ребенка»,
«Декларацией прав ребенка», ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки РФ от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, СанПиН 2.4.1.3049-13.
АОП определяет содержание и организацию образовательного
процесса для детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения
речи (общее недоразвитие речи (далее - ОНР), I, II и III уровень речевого
развития) и направлена на разностороннее развитие детей дошкольного
возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том
числе достижение ими уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения образовательных программ начального общего
образования, на основе индивидуального подхода и специфичных видов
деятельности для детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в
речевом развитии детей.
АОП обеспечивает образовательную деятельность в группах
общеразвивающей
направленности
в
соответствии
с
Основной
образовательной программой МАДОУ детский сад № 364.

3

1.1.2. Цели и задачи адаптированной образовательной программы
дошкольного образования
Цель АОП - организация в МАДОУ детский сад № 364 коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими ТНР, предусматривающей
полную интеграцию действий всех специалистов ДОУ и родителей
(законных представителей) дошкольников и направленной на повышение
уровня речевого и психофизиологического развития ребенка в соответствии с
его индивидуальными особенностями и возможностями.
Планирование работы во всех пяти образовательных областях
учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой
патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на
выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их
всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач АОП является овладение ребёнком
самостоятельной,
связной,
грамматически
правильной
речью
и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка,
элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к
обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью
системы общего образования.
Цель реализации Программы достигается через решение
следующих задач:
 Коррекция недостатков психофизического развития детей с ТНР.
 Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с
ограниченными возможностями здоровья (ТНР), в том числе их
эмоционального благополучия
 Обеспечение равных возможностей для полноценного развития
ребенка с ТНР в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса.
 Создание благоприятных условий развития детей с ТНР с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром
 Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества
 Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности.
4

 Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей с ограниченными возможностями здоровья.
 Обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семьи
и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
 Обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного
общего и начального общего образования.
1.1.3. Принципы и подходы к реализации адаптированной
образовательной программы
АОП учитывает общность развития нормально развивающихся детей и
детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая
закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, АОП имеет в своей основе следующие принципы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития
и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником
образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы в различных видах
деятельности и формирования познавательных интересов каждого
ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из
последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях;
- принцип сотрудничества с семьёй.
1.1.4 Значимые для разработки и реализации Программы,
характеристики, в том числе характеристики особенностей развития
детей старшего дошкольного возраста с ОНР
К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с общим
недоразвитием речи различного генеза (по клинико-педагогической
классификации).
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и
сохранным интеллектом, представляет собой нарушение, охватывающее как
фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка.
5

Первый уровень речевого развития - речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из
звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания
сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность
употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для
обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий
предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают
слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже
крайне ограничен. Практически отсутствуют понимание категорий числа
существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков
носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в
зачаточном
состоянии.
Ограничена
способность
восприятия
и
воспроизведение слоговой структуры слова.
Второй уровень развития речи - речевая активность ребенка
возрастает. Дети владеют обиходным словарным запасом и могут
пользоваться простыми фразами. В их речи дифференцированно
обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом
уровне возможно употребление местоимений, а иногда союзов, простых
предлогов в их элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы,
беседовать по картинке, рассказать о семье, знакомых событиях окружающей
жизни.
Однако, недостатки речи на данном уровне проявляются ещё
достаточно выражено. Словарный запас отстает от возрастной нормы,
выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их
детенышей, название мебели, профессий.
Отмечаются ограниченные возможности использования не только
предметного словаря, но и словаря действий, признаков (не знают названий
цвета предмета, его формы, размера и т.д.). Дети нередко заменяют слова
близкими по смыслу (спит - лежит). Навыками словообразования дети не
владеют.
При использовании простых предложений, состоящих из 2-3, редко из
4 слов, отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических
конструкций:
- смешение падежных форм;
- отсутствие согласования глаголов с существительными;
- ошибки в употреблении числа и рода существительных, глаголов;
- нарушение согласования прилагательных и числительных с
существительными.
Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными
конструкциями: часто предлоги вообще опускаются, при этом
существительные употребляются в исходной форме («нига идит то» —
«книга лежит на столе»); возможны замена предлога и нарушение
предложных форм.
6

Фонетическая сторона речи детей также не соответствует возрастной
норме: нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих,
свистящих, звонких и глухих.
Типичны грубые нарушения слоговой структуры слов. Это выражается в
неумении передать нужное количество слогов. Наряду с этим отмечаются
выраженные трудности в звуковом наполнении слогового контура.
Выявляется недостаточность фонематического восприятия, что
приводит к неподготовленности к овладению звуковым анализом и синтезом.
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой
фразовой речью с остаточными проявлениями лексико-грамматического и
фонетико-фонематического недоразвития.
Дети могут более свободно общаться с окружающими. Однако нередко
их речь понятна лишь после соответствующих объяснений взрослых.
Самостоятельное общение остается затрудненным.
Словарь детей продолжает отставать от возрастной нормы.
Плохо дети различают форму предметов: не могут найти овальные,
квадратные, треугольные предметы.
Выявляются своеобразные лексические ошибки, типа замены названий
профессий названием действий, замена видовых понятий родовыми и
наоборот; замещение названий признаков («узкий» - «маленький»;
«широкий», «длинный» - «большой»; «короткий» - «некороткий» и т.д.).
Выявляются
ошибки
согласования
прилагательного
с
существительным в роде и падеже; согласования числительного с
существительным; смешение родовой принадлежности существительных.
Характерны также ошибки употребления предлогов: пропуск
предлогов, замена; недоговаривание («посля а уиса» - «пошла на улицу»).
Анализ формирования связной речи выявляет трудности в овладении
основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на
картину, заданный план и т.д. В своих самостоятельных рассказах дети
нередко лишь перечисляют изображенные предметы и действия,
останавливаются на второстепенных деталях - упуская главное в содержании.
При пересказе возникают затруднения в воспроизведении логической
последовательности действий.
Звукопроизношение детей не соответствует требованиям возрастной
нормы. Наиболее типичным является: замена звуков более простыми по
артикуляции («палаход» вместо «пароход», «тяйник» вместо «чайник»);
нестойкие замены, когда один и тот же звук в разных словах произносится
по-разному («палход», «палод», «юка» вместо «пароход», «парад», «рука»);
смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные
звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет; .
недифференцированное произнесение звуков (в основном это относится к
свистящим, шипящим, сонорам), когда один звук заменяется одновременно
двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
Например, звук «с» мягкий, недостаточно четко произносимый, является
7

заменителем звуков «с» («сяпоги» вместо «сапоги»), «ц» («сяпля» вместо
«цапля», «ш» («сетка» вместо «щетка»).
Кроме того, в речи детей имеются звуки, произносимые смазано, с
недостаточной артикуляционной установкой. Нередко наблюдается нечеткая
дифференциация мягких и твердых согласных, звонких и глухих. Трудности
в воспроизведении слоговой структуры касаются в основном слов, сложных
для произношения, особенно когда они употребляются в самостоятельной
речи. Большое число ошибок падает на звуконаполняемость: перестановки,
замены, уподобление слогов, сокращение согласных при стечении.
Для всех детей с общим недоразвитием речи характерен пониженный
уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается
недостаточная его устойчивость, трудности включения, распределения и
переключения внимания.
При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей
заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Нередки ошибки - привнесения, повторное называние предметов, картинок.
Дети забывают сложные инструкции (трех-четырехступенчатые), элементы и
последовательность предложенных для выполнения действий.
Связь между речевыми нарушениями у детей и другими сторонами их
психического развития обусловливает специфические особенности их
мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения
мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в
развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с
трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Для
некоторых детей характерна ригидность мышления.
Названные затруднения во многом определяются недоразвитием
познавательной функции речи и компенсируются по мере коррекции речевой
недостаточности. Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической
ослабленностью и замедлением развития локомоторных функций присуще и
некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в
плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их
выполнения.
Наибольшие трудности выявляются при выполнении серии движений
по словесной инструкции.
Типичным является пониженный самоконтроль при выполнении
заданий. Для многих детей характерны недостаточная координация пальцев,
кистей рук, нарушения мелкой моторики.
АОП для детей с нарушениями речи строится на основе общих
закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом
сенситивных периодов в развитии психических процессов.
Дети одной возрастной категории, посещающие логопункт ДОУ, могут
иметь качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому при
выборе индивидуального образовательного маршрута, определяемого
требованиями АОП, учитывается не только возраст ребенка, но и уровень его
8

речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности
развития ребенка.
1.2. Планируемые результаты освоения АОП для детей с нарушениями
речи - целевые ориентиры в логопедической работе
Ребенок:
- обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
- усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о
предметах и явлениях окружающего мира;
- употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с
эмотивным значением, многозначные;
- умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
- умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок
(при необходимости прибегает к помощи взрослого);
- правильно употребляет грамматические формы слова;
- продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;
- умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;
- умеет строить простые распространенные предложения; предложения с
однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений
с использование подчинительных союзов;
- составляет различные виды описательных рассказов, текстов
(описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением
цельности и связности высказывания;
- умеет составлять творческие рассказы;
- осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию
звуков по всем дифференциальным признакам;
- владеет простыми формами фонематического анализа;
- способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с
постепенным переводом речевых умений во внутренний план);
- осуществляет операции фонематического синтеза; владеет понятиями
«слово» и «слог», «предложение»;
- осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и
синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами,
трехсложных с открытыми слогами, односложных);
- умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;
- знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет
их воспроизводить; правильно произносит звуки (в соответствии с
онтогенезом);
- воспроизводит
слова
различной
звукослоговой
структуры
(изолированно и в условиях контекста)

9

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Образовательный компонент АОП.
Основные направления коррекционно-развивающей работы
I. Образовательная область «Речевое развитие»
• Развитие словаря.
• Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
• Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового
анализа
(развитие
просодической
стороны
речи,
коррекция
произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и
звуконаполняемостью
слов;
совершенствование
фонематического
восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).
• Развитие связной речи.
• Формирование коммуникативных навыков.
• Обучение элементам грамоты.
II. Образовательная область «Познавательное развитие»
• Сенсорное развитие.
• Развитие психических функций.
• Формирование целостной картины мира.
• Познавательно-исследовательская деятельность.
• Развитие математических представлений.
III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Восприятие художественной литературы.
• Конструктивно-модельная деятельность.
• Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
• Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические
движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).
IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Формирование общепринятых норм поведения.
• Формирование гендерных и гражданских чувств.
• Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры,
дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
• Совместная трудовая деятельность.
• Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
V. Образовательная область «Физическое развитие»
• Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения,
спортивные упражнения, подвижные игры).
• Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
10

2.2. Коррекционный компонент АОП.
Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы
Речевое развитие
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и
осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать
достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного
речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных - названий
предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на
этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать
доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению
понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по
усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными
глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков
предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?,
обогащать активный словарь относительными прилагательными со
значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;
притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным
значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить
понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их
использование в речи.
Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных
местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых
числительных и их использование в экспрессивной речи.
Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО
СТРОЯ РЕЧИ
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи
некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в
единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных
падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов
настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем
времени.
Обеспечить
практическое
усвоение
некоторых
способов
словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи
11

существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-,
глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи
относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных
с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по
вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их
однородными членами.
Сформировать
умение
составлять
простые
предложения
с
противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также
навык анализа простого двусоставного предложения из 2-3 слов (без
предлога).
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой
выдох.
Закрепить навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в
упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность,
модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и
свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к
формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных
и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной
речевой и игровой деятельности.
Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения
и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми
гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов
различной звуко-слоговой структуры.
Совершенствование фонематического восприятия,
навыков звукового и слогового анализа и синтеза
12

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их
отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и
согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по
артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях,
свободной игровой и речевой деятельности.
Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных
из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых
слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не
расходится с его произношением).
Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухойзвонкий, твердый-мягкий.
Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук,
мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из
двух слогов, одного слога, трех слогов.
Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Воспитывать
активное
произвольное
внимание
к
речи,
совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать
вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о
предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно
рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины
по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких
текстов.
Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой
основе развивать коммуникативную функцию речи.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
Закрепить понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от
буквы.
Совершенствовать навыки составления букв из палочек, выкладывания
из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою
манки и в воздухе. Учить узнавать «зашумленные» изображения пройденных
13

букв; пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами;
находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
Закрепить навык чтения слогов с пройденными буквами.
2.3. Воспитательный компонент АОП
Реализация АОП ориентирована на:
- создание ребёнку условий для наиболее полного раскрытия возрастных
возможностей и способностей;
- обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и
естественной для ребёнка: игры, общения с взрослыми и сверстниками,
экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем
полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для
ребенка и отвечает его природе;
- ориентацию всех условий реализации АОП на ребёнка, создание
эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его
позитивного развития;
- выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений между ребёнком
и взрослым - педагогом, участвующим в реализации АОП.
2.4 Формы работы в рамках АОП
2.4.1 Формы работы с воспитанниками
Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является
игровая деятельность. В соответствии с АОП игры и игровые упражнения с
воспитанниками, имеющими тяжелые нарушения речи, планируются и
проводятся:
- воспитателем группы– в течение дня;
- родителями (законными представителями) ребёнка в домашних
условиях ежедневно.
Основными формами образовательной деятельности являются:
• игровые образовательные ситуации (ИОС) и развивающие ситуации
на игровой основе, организуемые с воспитанниками младшего и среднего
возраста;
• учебно-игровые занятия (УИЗ), проводимые с воспитанниками
старшего возраста.
Все ИОС и УИЗ носят игровой характер, насыщены разнообразными
играми и развивающими игровыми упражнениями, заданиями.
Основными формами организации образовательной деятельности
являются:
- подгрупповые ИОС или УИЗ, проводимые с подгруппой
воспитанников в количестве не более 4 человек;
- индивидуальные ИОС или УИЗ, проводимые с воспитанником на
основании индивидуальных образовательных задач.
14

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное
физиологическими
особенностями
возраста
детей
и
санитарноэпидемиологическими правилами, нормами.
Эффективность коррекционной работы определяется
четкой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием
всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка,
педагога, родителя.
Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3
периода:
1 период - сентябрь - ноябрь;
2 период - декабрь – февраль;
3 период - март - май.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября.
Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с
15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной
группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые
нарушения. Количество детей в подгруппе от 2 до 4 человек.
В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой
деятельности в системе работы логопункта является дополнительной.
Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени,
специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической
НОД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению
общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям
при необходимости или желании участвовать в индивидуальных
логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую
половину дня (в соответствии с утвержденным расписанием работы
логопункта).
В летний период времени в МАДОУ детский сад № 364 организуются
каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и
иных социальных целей. В дни каникул не проводится непосредственно
образовательная деятельность, а организуются спортивные и подвижные
игры, спортивные праздники, экскурсии, а также увеличивается
продолжительность прогулок
Непосредственно образовательная деятельность в МАДОУ № 364
регламентирована:
- учебным планом,
- расписанием занятий;
- индивидуальным образовательным маршрутом на воспитанника,
имеющего тяжелые нарушения речи.
2.4.2. Формы работы с родителями (законными представителями)
воспитанника
15

1) Индивидуальные консультации учителя-логопеда - по плану и по
запросам родителей (законных представителей).
2) Посещение открытых мероприятий - по плану и по запросам
родителей (законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
3) Участие в групповых тематических консультациях, проводимых
узкими специалистами МАДОУ № 364 - по плану и по запросам родителей
(законных представителей), не реже 1 раза в квартал.
4) Участие в родительских собраниях (групповых и общесадовых) - по
плану.
2.5. Оценка результатов реализации АОП:
Оценка результатов реализации АОП проводится на основе
комплексной оценки индивидуального развития ребёнка, которая проводится
ведущими специалистами и включает в себя:
 логопедическое обследование, которое проводит учитель-логопед
 педагогический
мониторинг
результатов
освоения
основной
образовательной программы дошкольного образования (далее - ООП
ДО) МАДОУ, которую проводит воспитатель группы (не менее 2 раз в
год) на этапе начала работы по реализации АОП (сентябрь) и в конце
учебного
года
(апрель-май).
Педагогический
мониторинг
индивидуального развития ребёнка направлен, прежде всего, на
определение наличия условий для развития ребёнка в соответствии с
его возрастными особенностями, возможностями и индивидуальными
склонностями.
2.6. Взаимодействие педагогических работников в разработке и
реализации коррекционных мероприятий
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач,
поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному
подходу и интеграции усилий всех специалистов.
Ведущим
специалистом,
проводящим
и
координирующим
коррекционно-педагогическую работу с воспитанником, является учитель логопед.
Педагоги ДОУ осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и
коррекции нарушений у воспитанника и консультируют их родителей по
вопросам коррекционно-образовательного процесса; проводят занятия по
расписанию, утверждённому администрацией учреждения.
Цель дошкольного учреждения - оказать профессиональную помощь
семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и
обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
- Развитие интересов и потребностей ребенка;
- Распределение обязанностей и ответственности между родителями в
постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
16

- Поддержка открытости во взаимоотношениях между разными
поколениями в семье;
- Выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
- Понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и
уважение к нему как к уникальной личности.
Программа предусматривает оказание помощи родителям (законным
представителям), воспитывающим ребенка с ОВЗ. Специалистами
учреждения
осуществляется
информационно-просветительское,
организационное сопровождение семьи, а также консультирование семьи по
вопросам получения специализированной педагогической помощи.
Педагогами
разрабатывается
индивидуальный
образовательный
маршрут и отслеживается динамика проводимой с ребенком с ОВЗ работы.
Модель взаимодействия участников образовательных отношений:
Ребенок с ОВЗ и семья
 воспитание нравственных качеств;
 общее психическое состояние;
 выполнений заданий специалистов.
Учитель-логопед:
 развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
 выработка правильного речевого дыхания, силы голоса;
 ориентировка в пространстве;
 работа по коррекции звукопроизносительной стороны речи;
 работа по формирования фонематического слуха и восприятия;
 работа по формирования лексико-грамматической стороны речи;
 тренировка уверенного поведения.
Воспитатели:
 мелкая моторика;
 развитие психических процессов;
 развитие познавательной деятельности;
 общая и мелкая моторика;
 ориентировка в пространстве.
Музыкальный руководитель:
 работа над дыханием;
 развитие певческих навыков;
 общая моторика;
 чувство ритма;
 развитие неречевых процессов;
 координация движений;
 ориентировка в пространстве.
17

Инструктор по физической культуре:
 дыхательная гимнастика;
 развитие крупной и мелкой моторики;
 коррекция двигательных навыков;
 вовлекает родителей в процесс формирования здорового образа жизни
ребёнка.
Администрация учреждения осуществляют тесное взаимодействие
педагогических работников;
 создают оптимальные условия для организации преемственности в
работе сотрудников педагогического коллектива;
 оказывают методическую помощь педагогам;
 привлекают родителей к активному участию в коррекционнопедагогическом процессе;
 оценивают качество и устойчивость результатов коррекционной
работы и эффективности проводимых коррекционных воздействий.
Все специалисты, осуществляющие коррекционные мероприятия,
сопровождение ребёнка, совместно участвуют в решении следующих задач:
определение причин трудностей с помощью комплексной диагностики;
реализация адаптированной образовательной программы; анализ результатов
реализации.

18

III. Организационный раздел
Организационный раздел адаптированной индивидуальной программы
дошкольного образования для ребенка с ТНР, предполагающий режим дня
воспитанника;
материально-техническое
обеспечение;
особенности
традиционных событий, праздников и мероприятий; организацию
развивающей предметно-пространственной среды
3.1. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды для детей с ОВЗ в группах общеразвивающей
направленности
Коррекционно-развивающая среда для детей с ОВЗ должна
соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий
воспитания, обучения в дошкольном учреждении, так и отвечать на задачи
коррекционно-развивающей работы, направленной на преодоление
трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития. Подбор и
размещение мебели, технического оборудования, дидактического материала
и игрушек определяется необходимостью безбарьерного передвижения и
контакта, дозирования информационного поля, пластичного введения
ребенка в различные формы и виды деятельности.
Все помещения дошкольного учреждения оснащаются комплектом
учебного, игрового и бытового оборудования в соответствии с ФГОС.
Организация жизнедеятельности детей с ОВЗ во многом зависит от того,
насколько целесообразно создана окружающая среда, так как она является не
только социокультурным фактором общего развития, но и фактором
корреккционно-развивающего
преодоления
недостаточности
психофизического развития детей.
Преодолеть развитие речевых нарушений у детей с ОВЗ помогает
правильно организованная речевая среда, которая стимулирует развитие у
ребенка познавательности, инициативности.
В каждой группе организован центр речевой активности, который
представлен развивающими, дидактическими, и словесными играми,
занимательным материалом по азбуковедению, наглядным материалом по
закреплению лексико-грамматического строя речи, играми по развитию
мелкой моторики, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
При создании предметно-игровой среды в группе следует учитывать
требования деятельностного подхода к развитию речи детей. В предметноигровой среде группы должны быть более широко представлены:
- подборка игр с правилами (стимулирует речевое общение, понимание
речи, запоминание и выполнение инструкции);
- картотека игр с речевым сопровождением (направлены на развитие
связной речи, тренировка уверенного поведения в речевых высказываниях);

19

- игровой материал к сюжетно-ролевым играм («Детский сад»,
«Магазин», «Аптека», «Больница», «Парикмахерская») (обогащение
словарного запаса, развитие связной речи);
- игры-мозаики и конструкторы (развитие мелкой моторики, зрительного
восприятия, внимания, памяти, ориентировка в пространстве)
3.2. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда.
Оснащение логопедического кабинета
Краткое описание
В логопедическом
кабинете
проводятся
индивидуальные
и
подгрупповые занятия
Помещение кабинета условно поделено на зоны:
- Развития артикуляционной моторики и постановки звуков.
- Развития речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики.
- Автоматизации звуков речи и дифференциация поставленных звуков.
- Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Обучения грамоте.
- Рабочее место учителя-логопеда и ТСО.
- Методическое обеспечение учебного процесса наглядных пособий.
- Родительский уголок (стенд перед кабинетом)
Основными направлениями работы, проводимой в логопедическом
кабинете являются:
1. Комплексное изучение детей, обследование их речевого и
психомоторного развития.
2. Составление индивидуальных коррекционных программ на каждого
ребёнка и перспективного плана работы по данным обследования.
3. Проведение индивидуальных, подгрупповых занятий, направленных
на:
- коррекцию нарушений звукопроизношений;
- коррекцию нарушений грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- расширение словарного запаса и представлений об окружающем мире;
- коррекцию звуко-слоговой структурой слова;
- профилактику нарушения чтения и письма, обучение грамоте;
- коррекцию нарушений мелодико-интонационной и темпо-ритмической
стороны речи;
- развитие общей и мелкой моторики, дыхания, графический навыков;
- развитие пространственных и временных представлений;
- развитие всех видов памяти, восприятия, мышления;
- развитие конструктивной деятельности;
4. Консультации родителей.
20

5. Консультации воспитателей и специалистов ДОУ.
6. Ведение документации.
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
коррекционного логопедического процесса.
Логопедический
кабинет
полностью
оснащен
необходимым
оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.
Оснащение логопедического кабинета
№ п/п
Наименование
1.
Рабочий стол
2.
Компьютер
3.
Стулья
4.
Столы детские
5.
Стулья детские
6.
Мебельная стенка
7.
Зеркало настенное
8.
Зеркало индивидуальное
9.
Светильник настенный
10. Полотенце
11. Магнитная доска
12. Ковер
13. Стенд для родителей «Уголок логопеда»
14. Часы
15. Куклы большие
16. Корзина для мусора
17. Дидактические игры
18. Коробки, папки, лотки для пособий
19. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, салфетки

Количество
1
1
1
3
4
1
1
4
1
1
1
1
1
1
1
1
11

Пособия
Для проведения логопедического обследования:
Альбом с наглядным материалом для логопедического обследования.
- «Обследование произношения».
- «Обследование фонематического восприятия, фонематического
анализа и синтеза, фонематических представлений».
- «Обследование слоговой структуры слова».
- «Обследование словаря».
- «Обследование грамматического строя речи».
- «Связная речь».

21

Для развития речевого дыхания
Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития речевого
дыхания: снежинки, бабочки, мыльные пузыри, ромашка, птички, и т.д.
Для развития мелкой моторики рук
- Мелкие предметы и игрушки.
- Стихи и упражнения для развития ребенка (пальчиковой гимнастики).
- Цветные и простые карандаши.
- Материалы для самомассажа пальцев рук («шипованные» мячи,
грецкие орехи, щетки).
- Цветные шнурочки.
 Мозаики.
Для коррекции звукопроизношения
- Комплексы артикуляционной гимнастики.
- Профили звуков.
- Картинки для звукоподражания.
- Картинки «На что похожа буква».
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и
дифференциации звуков.
- Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и
дифференциации звуков всех групп.
- Логопедические тетради на звуки (свистящие, шипящие, сонорные,
аффрикаты).
- Игры для автоматизации и дифференциации звуков.
- Тексты для автоматизации поставленных звуков.
Для развития фонематического слуха и формирования фонематического
восприятия
- Сигнальные карточки, фишки для звуко-буквенного анализа;
- Звуковые линейки;
- Полоски для анализа предложений.
Обучение грамоте
- Пластмассовые буквы.
- Касса букв.
- Букварь (Жукова Н.С.).
- Кубики с буквами.
- Книги для чтения.
- Карточки для составления слов.
- Картинки с текстами для чтения.

22

Материал для обогащения словарного запаса
- Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные
картинки, серии сюжетных картинок.
- Загадки по лексическим темам.
- Папки на лексические темы:
 «Транспорт».
 «Музыкальные
инструменты»
 «Грибы».
 «Рыбы»
 «Цветы».
 «Мебель».
 «Профессии».
 «Посуда».
 «Овощи».
 «Птицы».
 «Фрукты».
 «Дикие животные».
 «Ягоды»
 «Домашние животные».
 «Деревья», «Кустарники»
 «Животные холодных стран и
 «Семья»
жарких стран»
 «Одежда. Обувь».
 «Времена года
 «Инструменты»
 «Космос»
Материал для работы над грамматическим строем речи
- Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет - Н.Э.Теремкова.
- Логопедическая грамматика для детей 4-6 лет - О.А. Новиковская.
- Логопедическая грамматика для детей 6-8 лет - О.А. Новиковская.
- Грамматика для дошкольников.
Материал для работы по связной речи
- Предметные картинки для составления описательных рассказов.
- Сюжетные картинки для развития связной речи.
- Картинки с последовательным сюжетом.
- Схемы для составления описательных рассказов (мнемотаблицы).
- Серия сюжетных картинок.
- Схемы описательных рассказов
- Дидактические игры и пособия для развития ВПФ.

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».