01.01.2017
Статья из районного сборника "Инновационные процессы в образовании 2016"
Кузнецова О.Н.,
воспитательI категории
МБДОУ № 364
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижение физической и умственной активности. Ухудшение физического и психологического состояния у детей также связанно с тем, что психофизические и соматические реакции могут отставать от общего ритма жизни детей.
Существуют традиционные и не традиционные формы работы с детьми. Традиционная форма - это организация занятий по физическому воспитанию, как основная форма учебно-воспитательной работы. Нетрадиционная - это когда мы, педагоги, творчески подходим к организации физкультурных занятий, придумываем интересные формы их проведения, содержание, методы.
Уже на протяжении многих лет мною применяются нетрадиционные формы работы на физкультурных занятиях, в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, для снятия эмоциональной и физической нагрузки дошкольников. При эмоциональной нагрузке, когда ребенок сильно возбужден, взволнован у него возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребенка. Именно такие нетрадиционные методики, как элементы дыхательной гимнастики «Хатха-йог», «Су-джок» терапия, профилактика и коррекция плоскостопия, помогут детям освоить и затем свободно применять в своей повседневной жизни знания по снятию эмоционального и физического напряжения. Применение этих методик является успешной составляющей решения основной задачи ДОУ - укрепление организма ребенка дошкольника в целом, профилактика заболеваемости, приобщение детей к здоровому образу жизни. Так же эти методики несут познавательную информацию о строении человека, внутренних органах. Детям выполнять задания очень нравится, они получают положительный настрой, приятные эмоции и ощущения. Они приемлемы для проведения в дошкольных учреждениях, они не наносят вреда физическому развитию детей, эмоциональной сфере ребенка. Нетрадиционные методики используются в комплексе, как со всей группой, так и индивидуально. Их можно использовать в системе, они не приносят вреда организму ребенка и способствуют оздоровлению в целом, повышают работоспособность.
Су-джок терапия - наиболее эффективный для детского возраста - это ручной способ стимуляции точек воздействия и применение семянотерапии. Ручной способ более простой, доступный каждому.
Динамические упражнения системы Хатха-йоги выполняются в виде разминки в игровой форме с использованием спокойного музыкального сопровождения. Упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечнососудистую систему. Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега. Выполненные упражнения могут имитировать выполняемые полет насекомых, птиц, движения животных.
Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата. Профилактику плоскостопия надо начинать с дошкольного возраста.
В своей работе, активно использую различные упражнения, задания, игры, самомассаж для профилактики плоскостопия:
· Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, на прогулке и в подвижных играх;
· Корректирующие упражнения, активная тренировка стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего мышечно-связочного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.
Проанализировав многолетний опыт работы по данному направлению, мною была разработана система мероприятий по укреплению здоровья с использованием нетрадиционных методик.
Комплексные мероприятия с детьми дошкольного возраста
Месяц | Нетрадиционные методики | Вид деятельности | Материал, наглядность |
Октябрь | Су-Джок терапия | Побудка после сна лежа в кровати «Лепим Буратино» | Грецкий орех |
Ноябрь | Дыхательная гимнастика | Йога в игре | Коврик |
Декабрь | Профилактика плоскостопия | После сна комплекс лечебной гимнастики | Спокойная музыка |
Январь | Су-Джок терапия | Динамические паузы между занятиями | Косточки персиков, стулья |
Февраль | Дыхательная гимнастика | Побудка после сна лежа в кровати «Веселые ребята» | Музыкальное сопровождение |
Март | Профилактика плоскостопия | Утренняя гимнастика, укрепление свода стопы | Спокойная музыка, спортивный зал |
Апрель | Су-Джок терапия | Горох, ковер | |
Май | Дыхательная гимнастика | Путешествие в сказку (досуг) | Карандаши, рис (крупа) |
Игры
Месяц | Су-джок терапия | Дыхательная гимнастика | Профилактика, коррекция плоскостопия |
Октябрь | «Определи на ощупь», «Прокати» (картофель) | «Медвежонок умывается» | «Кто быстрее спрячет салфетку» (бумажные салфетки) |
Ноябрь | «Не урони» (желуди). | «Поход в лес» | «Художник» (фломастер, лист бумаги). |
Декабрь | «Собери и пронеси» (веточки) | «Разжигаем костер» | «Сборщик» (пуговицы разных размеров, карандаши) |
Январь | «Кто быстрее» (шишки) | «Заблудились в лесу» | «Барабан» (ритмический рисунок) |
Февраль | «Путешествие косточки» (косточки персиков) | «Мышка учуяла сыр» (кусочек сыра) | «Донеси платок» (платки) |
Март | «Определи на вкус» (лимон) | «Перышко, лети» | «Маляр» |
Апрель | «Перенеси» (горох) | «Ветер на планете» | «Ловкие ноги» (мяч) |
Май | «Чудесный мешочек» (разные орехи) | «Пчелы и медведь» | «Зеркальное отображение предметов» (кисточка, краски, лист бумаги) |
Эти нетрадиционные методики просты в применении, эффективно влияют на функции организма, удаляют болевые синдромы, полезны и интересны разнообразием в непрерывной образовательной деятельности и в другие режимные моменты. Они не требуют знаний медицинского работника, доступны каждому человеку, овладевшему методикой. Упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние, что позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя здоровье. Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною форм работы в совершенствовании здоровьесберегающих технологий. Однако, я не останавливаюсь на достигнутых результатах, и нахожусь в творческом поиске новых путей развития данного направления.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.05.2019
Дата обновления: 20.05.2019
Дата публикации: 01.01.2017