СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЁМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ

01.01.2017

Статья из районного сборника "Инновационные процессы в образовании 2016"

Кузнецова О.Н.,

воспитательI категории

МБДОУ № 364

Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной. Одной из основных задач федерального государственного образовательного стандарта является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижение физической и умственной активности. Ухудшение физического и психологического состояния у детей также связанно с тем, что психофизические и соматические реакции могут отставать от общего ритма жизни детей.

Существуют традиционные и не традиционные формы работы с детьми. Традиционная форма - это организация занятий по физическому воспитанию, как основная форма учебно-воспитательной работы. Нетрадиционная - это когда мы, педагоги, творчески подходим к организации физкультурных занятий, придумываем интересные формы их проведения, содержание, методы.

Уже на протяжении многих лет мною применяются нетрадиционные формы работы на физкультурных занятиях, в непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах, для снятия эмоциональной и физической нагрузки дошкольников. При эмоциональной нагрузке, когда ребенок сильно возбужден, взволнован у него возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, детям сложно контролировать процессы возбуждения и торможения нервной системы. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребенка. Именно такие нетрадиционные методики, как элементы дыхательной гимнастики «Хатха-йог», «Су-джок» терапия, профилактика и коррекция плоскостопия, помогут детям освоить и затем свободно применять в своей повседневной жизни знания по снятию эмоционального и физического напряжения. Применение этих методик является успешной составляющей решения основной задачи ДОУ - укрепление организма ребенка дошкольника в целом, профилактика заболеваемости, приобщение детей к здоровому образу жизни. Так же эти методики несут познавательную информацию о строении человека, внутренних органах. Детям выполнять задания очень нравится, они получают положительный настрой, приятные эмоции и ощущения. Они приемлемы для проведения в дошкольных учреждениях, они не наносят вреда физическому развитию детей, эмоциональной сфере ребенка. Нетрадиционные методики используются в комплексе, как со всей группой, так и индивидуально. Их можно использовать в системе, они не приносят вреда организму ребенка и способствуют оздоровлению в целом, повышают работоспособность.

Су-джок терапия - наиболее эффективный для детского возраста - это ручной способ стимуляции точек воздействия и применение семянотерапии. Ручной способ более простой, доступный каждому.

Динамические упражнения системы Хатха-йоги выполняются в виде разминки в игровой форме с использованием спокойного музыкального сопровождения. Упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечнососудистую систему. Это достигается с помощью различных движений: вращений в суставах в состоянии расслабления и напряжения, наклонов, поворотов, прыжков, кувырков, приседаний и бега. Выполненные упражнения могут имитировать выполняемые полет насекомых, птиц, движения животных.

Стабилизация стопы и коррекция плоскостопия у детей – одна из ключевых задач, так как это влияет на формирование всего опорно-двигательного аппарата. Профилактику плоскостопия надо начинать с дошкольного возраста.

В своей работе, активно использую различные упражнения, задания, игры, самомассаж для профилактики плоскостопия:

· Профилактические упражнения, укрепляющие свод стопы, следует включать в комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, на прогулке и в подвижных играх;

· Корректирующие упражнения, активная тренировка стопы (положение стоп на наружном крае), укрепление всего мышечно-связочного аппарата стопы и голени на фоне общего развития и укрепления организма ребенка.

Проанализировав многолетний опыт работы по данному направлению, мною была разработана система мероприятий по укреплению здоровья с использованием нетрадиционных методик.

Комплексные мероприятия с детьми дошкольного возраста

Месяц

Нетрадиционные методики

Вид деятельности

Материал, наглядность

Октябрь

Су-Джок терапия

Побудка после сна лежа в кровати «Лепим Буратино»

Грецкий орех

Ноябрь

Дыхательная гимнастика

Йога в игре

Коврик

Декабрь

Профилактика плоскостопия

После сна комплекс лечебной гимнастики

Спокойная музыка

Январь

Су-Джок терапия

Динамические паузы между занятиями

Косточки персиков, стулья

Февраль

Дыхательная гимнастика

Побудка после сна лежа в кровати «Веселые ребята»

Музыкальное сопровождение

Март

Профилактика плоскостопия

Утренняя гимнастика, укрепление свода стопы

Спокойная музыка, спортивный зал

Апрель

Су-Джок терапия

Вне занятий самомассаж ногХочу такой сайт

Горох, ковер

Май

Дыхательная гимнастика

Путешествие в сказку (досуг)

Карандаши, рис (крупа)

Игры

Месяц

Су-джок терапия

Дыхательная гимнастика

Профилактика, коррекция плоскостопия

Октябрь

«Определи на ощупь»,

«Прокати» (картофель)

«Медвежонок умывается»

«Кто быстрее спрячет салфетку» (бумажные салфетки)

Ноябрь

«Не урони» (желуди).

«Поход в лес»

«Художник» (фломастер, лист бумаги).

Декабрь

«Собери и пронеси» (веточки)

«Разжигаем костер»

«Сборщик» (пуговицы разных размеров, карандаши)

Январь

«Кто быстрее» (шишки)

«Заблудились в лесу»

«Барабан» (ритмический рисунок)

Февраль

«Путешествие косточки» (косточки персиков)

«Мышка учуяла сыр» (кусочек сыра)

«Донеси платок» (платки)

Март

«Определи на вкус» (лимон)

«Перышко, лети»

«Маляр»

Апрель

«Перенеси» (горох)

«Ветер на планете»

«Ловкие ноги» (мяч)

Май

«Чудесный мешочек» (разные орехи)

«Пчелы и медведь»

«Зеркальное отображение предметов» (кисточка, краски, лист бумаги)

Эти нетрадиционные методики просты в применении, эффективно влияют на функции организма, удаляют болевые синдромы, полезны и интересны разнообразием в непрерывной образовательной деятельности и в другие режимные моменты. Они не требуют знаний медицинского работника, доступны каждому человеку, овладевшему методикой. Упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние, что позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя здоровье. Результаты убеждают в правильности и действенности, выбранных мною форм работы в совершенствовании здоровьесберегающих технологий. Однако, я не останавливаюсь на достигнутых результатах, и нахожусь в творческом поиске новых путей развития данного направления.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».