ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

01.01.2017

Статья из районного сборника "Инновационные процессы в образовании 2016"

Исликаева Ю.В.,

воспитатель I категории

МАДОУ № 364

Основным из целевых ориентиров дошкольного образования в Федерального государственного образовательного стандарта является требование о том, что ребенок должен «обладать установкой положительного отношения к другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства», он должен быть «способен учитывать интересы других и старается разрешить конфликты». Из этого вытекает, что требования Стандарта подводят педагогических работников дошкольного образования к необходимости формировать основы толерантности у детей. Известно, что Россия всегда была и остается многонациональной страной, в которой тесно переплелось множество различных этнических культур. Поэтому использование средств этноэтикета может во многом способствовать решению задач, предусмотренных ФГОС.

Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей. К ним среди прочих относятся: уважительное отношение к каждому ребенку; создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным социально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям. Для этого следует учитывать, что учеными выделяются такие виды толерантности, как межличностная, конфессиональная, межнациональная, этническая, возрастная и другие. Качествами толерантной личности, по мнению психологов, являются чуткость, доверие, альтуризм, терпение, умение владеть собой, доброжелательность, терпимость к различиям, способность оценивать достоинства других, гуманизм личности и другие.

В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания. Задача дошкольного образования заключается в том, чтобы из стен дошкольных образовательных учреждений выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности. Формирование основ толерантности у дошкольников – это начальный этап процесса ее становления в ходе специально организованной совместной деятельности педагога с детьми.

Свердловская область является полиэтничным регионом. Поэтому с целью формирования основ толерантности у детей, можно использовать разнообразные средства из этноэтикета коренных народов нашего края.

В качестве части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, можно рекомендовать следующие виды непрерывной образовательной деятельности.

Темы

Задачи по развитию основ толерантности

Элементы (средства), формы этноэтикета

1

Мы все такие разные и такие похожие.

Формировать чувство собственного достоинства, активно взаимодействовать со сверстниками, уважительно относиться друг к другу, несмотря на иную внешность и иное мнение.

Игра на выявление сходства и различий между детьми «Чем мы похожи?»; «Сосед справа, сосед слева» и другие (на усмотрение педагога).

2

Что такое добро и зло?

Развивать умение общаться в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения; слушать собеседника; справедливо оценивать поступки своих сверстников; воспитывать доброжелательность, дружелюбие.Хочу такой сайт

Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная». Этическая беседа о добре и зле (после прослушивания сказки).

3

Знакомство с этноэтикетом русских.

Формировать чувство уважения к представителям разных культур; развивать умение слушать других; действовать дружелюбно в совместной игровой деятельности; развивать коммуникативные способности.

Разучивание народной приговорки «На горе стоит пятно», считалки «Ехал мужик по дороге» (перед началом игровой деятельности). Проведение русской народной игры ловишки «Горелки».

4

Знакомство с различными национальным этикетом.

Развивать качества: вежливость, щедрость, забота о близких людях, положительное отношение к себе и к представителям других национальностей (на примере белорусского, татарского этноса).

Этическая беседа «гостевой этикет у разного народа». Проведение белорусской игры «Ленок», татарской игры «Займи место», армянской игры «Пастух»

5

Созвездие дружбы.

Формировать уважительное отношение к культуре своего и других народов, познавательный интерес к ним, слушать, слышать и понимать друг друга (в организованной совместной деятельности).

Знакомство с народными поговорками и пословицами (русскими, еврейским, белорусскими, татарскими и др.).

6

Хоровод дружбы.

Формировать практические (коммуникативные) умения взаимодействия и общения с представителями разных народов в среде своих сверстников.

Разучивание и отгадывание народных загадок. Организация игровой деятельности (игра «Окажи внимание»).

Безусловно, что формирование основ толерантности у дошкольников может осуществляться самыми разнообразными педагогическими средствами, методами и формами работы. Вместе с тем, еще не достаточный, но уже имеющийся на сегодняшний день научный и практический опыт в использовании традиций этноэтикета в дошкольных образовательным учреждениях, подтверждает не только возможность, но и необходимость, на наш взгляд, использования его педагогического потенциала в практике современного дошкольного образования.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».