03.10.2023
Конспект
беседы «Знакомство с творческой жизнью А. С. Пушкина»
Задачи:
- познакомить детей с
биографией и творческой деятельностью А. С. Пушкина;
- вызвать интерес к
личности поэта;
- воспитывать любовь к
творчеству А.С.Пушкина и поэзии в целом.
Материалы:
- презентация «А. С. Пушкин»;
- портреты писателя в
разном возрасте;
- выставка сказок А.
С.Пушкина и иллюстрации к ним.
Ход беседы:
Дети заходят в группу под музыку «В гостях у сказки». Воспитатель читает
отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина.
У лукоморья дуб
зелёный
Златая цепь на дубе
том.
И днём и ночью кот
учёный
Всё ходит по цепи
кругом.
Воспитатель: Ребята, вы узнали автора эти строк?
(ответы детей, после которых воспитатель делает общее обобщение). Да, эти
строки написал великий русский поэт - Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы собрались, чтобы
совершить путешествие в Лукоморье, в сказочную страну, придуманную А. С. Пушкиным, великим русским
поэтом. Давным-давно, 220 лет тому назад в Москве, в семье Сергея Львовича и
Надежды Осиповны Пушкиных, родился мальчик Саша. Дата его
рождения – 6 июня 1799года. У Саши была старшая сестра Ольга и два
младших брата Лёвушка и Николай.
С раннего детства Саша
был окружён заботой и вниманием своих родителей. Но особенно заботились о нём
его бабушка – Мария Алексеевна, и няня – Арина Родионовна. Арина Родионовна знала
много песен, сказок и замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил
эти длинные, певучие сказки. Он часто просил ещё и ещё повторить их. Саша
садился у её ног на маленькую скамеечку, няня брала в руки вязание и начиналась
сказка. Маленький Саша очень рано научился читать. В их доме всегда было много
книг. Чтение стало его любимым занятием.
Когда А. С. Пушкин стал
взрослым, попросил Арину Родионовну рассказать ему, те детские
сказки
и записал их. Александр
Сергеевич говорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Именно русские
народные сказки, которые ему рассказывала няня, он использовал для написания своих
замечательных литературных сказок. В его сказках добро побеждает зло. Они
поучительные, весёлые и добрые. Это сказки: «Сказка о рыбаке и
рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…».
Когда Александр
Сергеевич вырос, у него
появилась своя семья: красавица жена, Наталья Николаевна и четверо детей (Мария, Александр,
Наталья и Григорий). Александр Сергеевич очень любил своих детей, часто проводил с ними
своё время: читал им свои
произведения, играл, нежно называл их «детушки».
А. С. Пушкин был
честным, решительным человеком, писал смелые, правдивые стихи, в которых высмеивал
злых и нечестных людей, поэтому у него было много врагов. Александр Сергеевич
терпеть и прощать оскорблений. Однажды, защищая свою честь и честь своей жены,
он был тяжело ранен и умер. Но имя великого русского поэта и его творчество не
забыто. Его именем названы города, площади, улицы, станции метро. Во многих
городах установлены памятники Александру
Сергеевичу Пушкину. А его произведения
мы читаем и любим до сих пор. Творчество А. С. Пушкина так полюбилось, что
его произведения не только знают, но и читают наизусть как в России, так и в других
странах.
Воспитатель:
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
(воспитатель предлагает
детям встать).
Физкультминутка.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два –
сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко
поклониться,
Чтобы в сказке
очутиться.
В сказке – бабушка
Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый
князь Гвидон,
Он Салтану шлет
поклон.
В сказке петушок сидит
– во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – в сказку
нас позвать хотят!
Воспитатель: А сейчас я хочу проверить, как вы знаете
сказки А. С. Пушкина. Ребята, посмотрите какой красивый сундучок, словно по волшебству появился в
нашей группе. Давайте подойдём и посмотрим, что в нём (воспитатель открывает сундучок). Что же это?
Воспитатель достаёт
зеркальце
Воспитатель: Из какой сказки этот предмет? (Это
зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Ребята, я начну, а вы
продолжите строки из этой сказки:
- «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех
милее, всех румяней и белее?» (Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех
милее, всех румяней и белее.)
Воспитатель достаёт
рыбку
-Из какой сказки этот
персонаж? (Рыбка из «Сказки о золотой рыбке»).
-Какой вопрос задала
рыбка старику? («Чего тебе надобно старче»).
-Почему отпустил старик рыбку? (Она обещала выполнить
его желания).
Воспитатель достаёт кораблик
-Из какой сказки этот
предмет? (Кораблик из сказки «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре
князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
-Кто вспомнит, как
поэт написал про кораблик? (ребёнок читает отрывок из сказки «О царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди»)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с пристани
палят,
Кораблю пристать
велят.
Воспитатель: Зачем палили пушки с пристани и
велели пристать к берегу? (так князь Гвидон звал корабельщиков в гости, чтобы напоить, накормить и
узнать, куда они плывут)
Воспитатель достаёт белочку
Воспитатель: Из какой она сказки? (Белочка из
сказки «Сказка о царе Салтане»).
- Кто из вас вспомнит,
как поэт написал про белочку?
(Ребёнок читает
отрывок из сказки («Сказка о царе Салтане»).
«Ель растёт перед
дворцом
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живет
ручная,
Да чудесница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые
Ядра чистый изумруд»
- А какую же песню пела белочка? (Белочка пела песню «Во саду ли, в огороде»).
Воспитатель: Вы хорошо знаете
сказки А. С. Пушкина. Когда вы станете старше, вы ещё многое узнаете о А. С. Пушкине, познакомитесь и прочитаете
сказки и стихи великого поэта. А пока мы
знакомимся с отрывками из них. Давайте вспомним,
какие стихи А. С. Пушкина вы знаете? Я буду показывать вам картинки, а вы вспомните стихотворение и
выразительно расскажите его.
Дети читают отрывки, из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»
«Месяц, месяц, мой
дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме
глубокой,
Круглолицый,
светлоокий,
И обычай твой любя,
Звёзды смотрят на
тебя».
«Свет наш солнышко! Ты
ходишь
Круглый год по небу,
сводишь
Зиму с теплою весной,
Всех нас видишь под
собой.
«Ветер, ветер! Ты
могуч.
Ты гоняешь стаи туч
Ты волнуешь сине море
Всюду веешь на
просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного».
Воспитатель: Ребята, в какой сказочной стране мы
побывали? (Сегодня мы побывали в прекрасной
сказочной стране - Лукоморье).
- О творчестве, какого
поэта мы сегодня говорили? (О творчестве А. С. Пушкина)
- Что писал А.
С. Пушкин? (А. С. Пушкин
писал сказки, стихи).
Воспитатель:
Сказки Пушкина мы знаем:
Любим очень, уважаем,
Изучаем наизусть,
В них живёт наш
русский дух!
Воспитатель: Вы сегодня все были
молодцы, показали свои знания о нашем любимом поэте А. С. Пушкине. Я думаю, после этого «путешествия» вы еще больше
будете любить стихи и сказки А.
С. Пушкина. Они прекрасны и, что немало важно,
поучительны. В них всегда побеждает
добро. Хочется, чтобы люди ценили добро и совершали больше добрых поступков. А ещё хочется, чтобы все вы дружили с
книгой. Я дарю вам раскраски, на которых изображены сюжеты из сказок А. С. Пушкина.