1 Содержание Стр. I. Пояснительная записка 3 Значимые для разработки и реализации характеристики 3 Цели и задачи реализации программы 4 Принципы и подходы к формированию программы 5 Методы и приемы 5 Формы организации обучения дошкольников конструированию 6 Методы и приемы для обучения детей LEGO-конструированию 7 II. Планируемые результаты 8 III. «Первый год обучения» 10 Учебный план 10 Календарный учебный график 10 Содержание деятельности 11 IV. «Второй год обучения» 15 Учебный план 15 Календарный учебный график 15 Содержание деятельности 16 «Третий год обучения» 18 Учебный план 18 Календарный учебный график 18 Содержание деятельности 19 V. «Четвертый год обучения» 22 Учебный план 22 Календарный учебный график 22 Содержание деятельности 23 VI. Взаимодействие с родителями 31 VII. Оценочные материалы 31 VIII. Материально-техническое оснащение 34 IX. Методическое обеспечение 35 2 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины (модуля) технической направленности Студия «Legoконструирование», разработана с целью саморазвития и развития личности каждого ребёнка в процессе освоения окружающего мира через творческую активность, развитие познавательных способностей дошкольников на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструктора. Одной из современных и распространённых педагогических технологий, является LEGO технология. Она обеспечивает введение ребёнка дошкольного возраста в информационное поле, овладение кратким кругом знаний об ИКТ и информационными навыками через деятельность с LEGO - конструкторами. Психолого-педагогические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения. Данную стратегию обучения и развития в Учреждении можно реализовать в образовательной среде с помощью LEGO-конструкторов. LEGO - конструирование и робототехника в Учреждении - первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. LEGO-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. С его помощью образовательные и воспитательные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребёнок может с ними справиться. LEGO-конструирование – эффективное, воспитательное средство, которое помогает объединить усилия всех участников образовательных отношений. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым. Актуальность заключается в следующем: Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Новизна: исследовательская техническая направленность обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Техническое творчество является одним из важных способов формирования у детей дошкольного возраста целостного представления о мире техники, устройстве конструкций 3 механизмов, а также стимулирует творческие и изобретательские способности. В процессе занятий LEGO- конструированием у детей развиваются психические процессы и мелкая моторика, а также они получают знания о счете, пропорции, симметрии, прочности и устойчивости конструкции. LEGO-конструирование помогает детям дошкольного возраста воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и, видя конечный результат. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими документами: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»; Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Уставом Учреждения, утвержденным Распоряжением Управления образования Администрации г. Екатеринбурга № 2158/46/36 от 17.11.2015г. Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации русском. Цель: создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе ЛЕГОконструирования. Задачи: Обучать конструированию по образцу, чертежу, условиям, по собственному замыслу; развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество. Формировать у детей умения передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO и овладевать вариативными способами соединения деталей для решения конкретной конструктивной задачи. Формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу. 4 Развивать мелкую моторику, познавательную и исследовательскую активность детей. Развивать у детей умения устанавливать связь между строением и назначением функциональных частей объекта, совершенствовать навыки индивидуального и коллективного творчества. Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования. Принципы LEGO - конструирования - от простого к сложному; - учет возрастных особенностей детей учёт индивидуальных возможностей детей освоении коммуникативных и конструктивных навыков; - активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей; - комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой; - результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей. Методологические подходы к формированию Программы: - личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности; - личностно-деятельностный подход рассматривает развитие в ходе воспитания и обучения как с позиции педагога, так и с позиции ребенка; - индивидуальный подход к воспитанию и обучению дошкольника определяется как комплекс действий педагога, направленный на выбор методов, приемов и средств воспитания и обучения в соответствии с учетом индивидуального уровня подготовленности и уровнем развития способностей воспитанников; - деятельностный подход, связанный с организацией целенаправленной деятельности в общем контексте образовательного процесса; - компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач; - диалогический (полисубъектный) подход, предусматривающий становление личности, развитие ее творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений; - системно-деятельностный подход заключается в следующем: личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности; 5 - системный подход, как методологическое направление, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними; - возрастной подход к воспитанию и обучению предполагает ориентировку педагога в процессе воспитания и обучения на закономерности развития личности ребенка (физиологические, психические, социальные и др.), а также социально-психологические особенности групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом, что находит отражение в возрастной периодизации развития детей; - средовой подход, предусматривающий использование возможностей внутренней и внешней среды учреждения в воспитании и развитии личности ребенка. Формы организации обучения дошкольников конструированию С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, исследователи (З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова, Н.Н. Поддьяков, Ф. Фребель и др.) предложили разные формы организации обучения, которые используются на занятиях: Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера. Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Конструирование по модели является усложненной разновидностью конструирования по образцу. Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое еѐ назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать Условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности. Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что 6 и как он будет конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений, а также переключение детей на новую тематику. Методы и приемы для обучения детей LEGO-конструированию № Методы 1. Наглядный 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Приёмы Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Информационно- Обследование LEGO деталей, которое предполагает рецептивный рецептивный подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: Репродуктивный собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) Использование детьми на практике полученных знаний и Практический увиденных приемов работы. Словесный Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей Постановкапроблемыипоискрешения.Творческое Проблемный использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частично Решение проблемных задач с помощью педагога. поисковый Объём программы Срок реализации программы 4 года. Срок обучения на каждом этапе девять месяцев (72 часа). 2 - занятия в неделю, 3 - занятий в месяц. Примерный режим работы - 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц) для детей 3-7 лет. В соответствии с СанПин занятия по программе проводятся: - возраст детей 3-4 года 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 15 минут; - возраст детей 4-5 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 20 минут; 7 - возраст детей 5-6 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 25 минут; - возраст детей 6-7 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 30 минут. II. Планируемые результаты для детей по итогам реализации: «Первый год обучения» умеет: - сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия; - использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем; - строить постройку с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой; - конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки; - называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом; - сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей; - располагать кирпичики, пластины вертикально; - правильно использовать детали строительного материала. «Второй год обучения» умеет: - различать и называть детали конструктора; - конструировать по условиям заданным взрослым; - самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы; - работать в паре, коллективе; - рассказывать о постройке; - строить по образцу, выполнять стандартное конструирование предметов, выполнять нестандартную сборку моделей с учетом цветовых сочетаний, необычных форм, участвовать в сюжетно-ролевых играх; - уметь работать в группе; - уметь собирать модели по предложенному образцу, схеме; - уметь создавать свои модели на основе ранее изученных тем других предметов; уметь представлять свою работу и работу группы. «Третий год обучения» умеет: - технику безопасности при работе с компьютером и конструкторами, основные компоненты конструкторов, основы механики, автоматики; - конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; основные приемы конструирования роботов; - конструктивные особенности различных роботов. «Четвертый год обучения» умеет: - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, 8 приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.); - создавать реально действующие модели роботов при помощи разработанной схемы; - демонстрировать технические возможности роботов; - собирать модели, используя готовую схему сборки, а также по эскизу; - создавать собственные проекты; - самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с использованием специальных элементов и т.д.); - демонстрировать технические возможности роботов. Обладает: - творческой активностью и мотивацией к деятельности; - готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению. - ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования LEGO, общении, познавательноисследовательской и технической деятельности; - ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в пары); - ребенок обладает установкой положительного отношения к роботоконструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; - ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации; - ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога, запускает программы на компьютере для различных роботов; - ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора LEGO; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с Lego-конструктором; - ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками; 9 - ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей; - ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинноследственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать; - ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора LEGO по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно; - ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора LEGO; создает и запускает программы на компьютере для различных роботов самостоятельно, умеет корректировать программы и конструкции. III. «Первый год обучения» - (3-4 года) Учебный план № Название темы 1 2 «Путешествие в Лего-страну» Волшебные кирпичики 3 Конструирование: дикие животные» 4 Конструирование: загон для животных 5 Конструирование: человечка с различными эмоциями Количество часов Формы Практик всего Теория а контроля 2 0,75 1,25 3 0,75 2,25 Взаимоконтроль Выставка детских 9 2,25 6,75 работ 2 0,50 1,5 Взаимоконтроль Выставка детских 8 2,0 6,0 работ Выставка детских 2 0,50 1,5 работ 1 0.25 0,75 Творческое задание 72 9,25 62,75 занятия Конструирование «Необычное существо» 21 Путешествие по ЛЕГО стране с родителями Итого: 6 Календарный учебный график № Месяц 1. 2. Октябрь Ноябрь Время проведения занятия Форма занятия Групповая Групповая понедельник 10 Колво часов 8 8 Место проведение 3. 4. Декабрь Январь 5. 6. 7. 8. 9. Февраль Март Апрель Май Июнь 16.30-18.00 Групповая Групповая 8 8 пятница Групповая 8 16.30-18.00 Групповая Групповая Групповая групповая 8 8 8 8 Леголаборатория Содержание курса и план деятельности «первого года обучения» (младший дошкольный возраст, 3-4 года) № п/п Тема «Путешествие в 1. Лего-страну» 2 Путешествие по LEGO-стране. Исследователи цвета. Постройка лестниц, основания домов 3 «Исследователи кирпичиков» 4 Волшебные кирпичики. Постройка ограды, башен, лестниц, домов 5. Волшебные кирпичики. Постройка ограды, башен, лестниц, домов. 6. Конструирование «Дикие животные» Строим по схемам 7. Конструирование «Дикие животные» Строим по схемам 8. Конструирование «Дикие животные» Содержание деятельности Знакомство с конструктором LEGO DUPLO Сборка прямой змейки Сборка сгибающейся змейки Знакомство с LEGO-деталями, с цветом LEGO-кирпичиков, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы. Игра «Волшебный мешочек» Срок Количество часов 1 неделя Октября 1 1 неделя Октября 1 Продолжение знакомства детей с 2 неделя конструктором LEGO-Duplo,с формой Октября LEGO -деталей, которые похожи на кирпичики, и вариантами их скреплений. Игра «Волшебный мешочек» Продолжить знакомить детей с 2 неделя конструктором LEGO, с формой LEGO - Октября деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Игра «Волшебный мешочек» Продолжить знакомить детей с 3 неделя конструктором LEGO, с формой LEGO - Октября деталей, похожих на кирпичики, и вариантами их скреплений. Игра «Волшебный мешочек» Лото с животными: формировать 3-4 неделя умение детей создавать модель Октября животного, опираясь на схему. 1 Лото с животными: взаимосвязи между 1-2 неделя животными и окружающей средой, Ноября в которой они живут. 4 Лото с животными: Зоопарк. Овладеть 3 неделя конструктивными приемами построения Ноября модели животного 2 11 1 1 3 Строим по схемам 9. Конструирование загона для животных и обыгрывание постройки 10. Конструирование: Формировать умение строить загоны 4 неделя для животных (высокие и низкие), Ноября учитывая размер животного. Беседа, какими сложными могут быть 1 неделя эмоции из-за того, что мы можем чувствовать себя по-разному в течение дня. Дети вспоминают день, когда они испытывали несколько эмоций. Что произошло в тот день, и как вы себя тогда чувствовали? Почему ваши чувства в течение дня изменились? Что вы делаете, когда испытываете негативные эмоции? Конструирование человечка, с показом разных эмоций. Игра «Волшебный мешочек» 11. Конструирование Овладеть конструктивными приемами человечков построения по схеме и собственному (различные замыслу человечка. эмоции) Обыгрывание своей постройки. 12. Конструирование Конструирование нового существа. «Необычное Каждая пара должна придумает их существо» собственное существо, совместно Обсуждая идеи, а затем придя к единой общей концепции. (Напомнить им о выбранной ранее окружающей среде и о том, как она повлияет на внешний вид их Нового существа. Например, если существо живёт в океане, ему нужен будет какой-то способ дыхания под водой). Дети рассказывают о своем существе об истории как оно было обнаружено другим детям. 13. Конструирование Познакомить детей с животными, «Жизнь Диких особенностями их местообитания. животных» Конструирование жилища для животных. Д/и «Что изменилось». (в тайге) 14. Конструирование Познакомить детей с животными, «Жизнь Диких особенностями их местообитания. животных» Конструирование жилища для животных. Д/и «Что изменилось» (в саванне) 15. Конструирование Познакомить детей с животными, «Жизнь диких особенностями их местообитания. Конструирование жилища для животных. животных» Д/и «Что изменилось» (в джунглях) 16. Конструирование Познакомить детей с животными, человечка с различными эмоциями (различные эмоции) 12 2 6 Декабря 1 неделя Декабря 2 2 неделя Декабря 2 3 неделя Декабря 2 4 неделя Декабря 1 2 неделя Декабря 1 3 неделя 1 «Жизнь диких животных» (в Антарктике) 17. Конструирование «Жизнь диких животных» (в речном водоеме) 18. Конструирование «Жизнь диких животных» 19. Конструирование «Большая ферма» 20. Путешествие по ферме 21. Один день жизни на ферме 22. Конструирование домов для животных 23. Транспорт фермы 24. Животные фермы 25. Конструирование «Большая ферма» 26. Мы кондитеры особенностями их местообитания. Конструирование жилища для животных. Д/и «Что изменилось» Познакомить детей с животными, особенностями их местообитания. Конструирование жилища для животных. Д/и «Что изменилось» Совершенствовать умение создавать конструкции по образцу, по простым схемам, объединенных общей темой Знакомство с фермой и её обитателями. Конструирование здания фермы. Д/и «Что изменилось»? Конструирование домов для животных (дети рассортировывают животных по одной или нескольким характеристикам, а затем считают, сколько животных в каждой группе (сортировка по другим характеристикам, например, по количеству ног, по цвету, по месту их обитания или по тому, что они едят). Беседа: поговорить обо всех событиях, происходящих у фермера за день. Затем дети выстраивают последовательность событий. Разыгрывают по ролям день фермера и обязательно обсуждают, что происходит в начале, в середине и в конце дня. Все животные убежали! Дети помогают фермеру построить ограды для всех животных. После строительства дети определяют форму оград и конструируют ограды другой формы. Сложение, используя животных на ферме. Представьте, что фермер привез новых животных на ферму. Попросите детей посчитать, сколько всего животных на ферме. Д/и «Что изменилось»? Животные на ферме хотят устроить парад. Предложите детям построить платформу и выстроить животных в определенном порядке. Порядок может быть простым или сложным,в зависимости от возраста и способностей детей. Совершенствовать умение создавать конструкции по образцу, по простым схемам, объединенных общей темой Знакомство с профессией кондитера. Формировать умение детей создавать 13 Января 4 неделя Января 1 1 неделя Февраля 1 2-3 неделя Февраля 4 4 неделя Февраля 1 4 неделя Февраля 1 1 неделя Марта 2 2 неделя Марта 1 2 неделя Марта 1 3 неделя Марта 2 4 неделя Марта 2 27. Магазин модели, опираясь на схему. Знакомство с профессией продавец, с 14 1 неделя 2 цифрами и числами, формами и цветами, пониманиепринципов торговли и денежных отношений, социальных ролей. Конструирование по инструкциям. С/р игра «Магазин сладостей» 28. Мы идем в кафе Дети учатся использовать карточки меню для заказа блюд, а затем "готовить" их, следуя инструкциям-рецептам. Оплачивать свои заказы, научиться складывать числа. 29. Конструирование Продолжить знакомить детей и из комплекта конструировать с конструктором LEGO, с конструктора Lego формой LEGO -деталей, похожих на трубки, и вариантами их скреплений. НАБОР С сладостей Апреля 2-3 неделя Апреля 4 4 неделя Апреля 2 ТРУБКАМИ DUPLO 30. Конструирование Продолжать формировать умение 1-3 из комплекта детей конструировать различные неделя конструктора Lego постройки по схеме Мая 6 НАБОР С ТРУБКАМИ DUPLO 31. Конструирование Совершенствовать умение создавать 4 неделя из комплекта конструкции по образцу, по простым Мая конструктора Lego схемам, объединенных общей темой. Обыгрывание своих построек. НАБОР С 2 32. Конструирование Совершенствовать умение создавать 1-4 конструктора Lego конструкции по образцу, по простым неделя по собственному схемам, объединенных общей темой. Июня замыслу Обыгрывание своих построек. 8 ТРУБКАМИ DUPLO Итого: 72 15 IV. «Второй год обучения» - (4-5 лет) Учебный план № Название темы Количество часов всего Теория Практика 8 1,0 7,0 1 Конструирование из Лего-кирпичиков 2 Конструирование с использованием базового набора «Построй свою историю» 12 4,0 8,0 3 Конструирование с использованием Магнитного конструктора MAGFORMERS 20 7,0 13,0 4 Конструирование с использованием конструктора «Построй свою историю. Космос» Мини-робот «Bee-Bot» (Умная пчела) 8 2,0 6,0 8 2,0 6,0 Конструирование построек с использованием магнитного электронного конструктора «Мални Конструирование из конструктора Lego по собственному замыслу 12 4,0 8,0 4 0,75 3,25 72 занятия 20,75 51,25 5 6 7 Итого: Форма контроля Творческое задание Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ Творческое Задание самоконтроль Выставка детских Работ Выставка детских работ Календарный учебный график № Месяц 1. 2. 3. 4. Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 5. 6. 7. 8. 9. Февраль Март Апрель Май Июнь Время проведения занятия Понедельник 16.30-18.00 Форма занятия Кол-во часов Групповая Групповая Групповая Групповая 8 8 8 8 Пятница Групповая 8 16.30-18.00 Групповая Групповая Групповая групповая 8 8 8 8 16 Место проведение Леголаборатория Содержание курса и план деятельности «Второго года обучения» (средний дошкольный возраст, 4-5 лет) № п/п 1. 2 3 4 5. 6. 7. 8. Тема Содержание деятельности Знакомство с легокирпичиками для творческих занятий Срок Знакомство с LEGO-деталями, с 1 неделя цветом LEGO-кирпичиков, активизация Октября речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы. Игра «Волшебный мешочек» Конструирование Продолжить знакомить детей с 1-3 из лего-кирпичиков конструктором LEGO, с неделя для творческих формой LEGO –деталей, похожих на Октября занятий кирпичики, и вариантами их скреплений. Игра «Волшебный мешочек». Конструирование по схемам. Конструирование Овладеть конструктивными приемами 4 неделя из лего-кирпичиков построения по схеме и собственному Октября по собственному замыслу. замыслу Обыгрывание своей постройки Знакомство с Развивать умение распределять детали 1-2 неделя базовым набором LEGO-конструктора правильно, Ноября «Построй свою способность выделять в предметах их историю» StoryStarter функциональные части. «Развитие речи» Конструирование Формировать умение создавать 3-4 неделя с использованием различные конструкции по рисунку, Ноября базового набора схеме, условиям,по словесной «Построй свою инструкции и объединённые общей историю» темой Развивать фантазию и воображение 1-2 неделя детей, закрепить навыки построения Декабря устойчивых и симметричных моделей, обучить созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. Знакомство с Ознакомление с основными деталями 3-4 неделя Магнитным конструктора, их названиями. Декабря конструктор Совместное конструирование ракеты, MAGFORMERS опираясь на схему. Изучение схем по сборке конструктора. Конструирование 1-4 неделя Сборка простых фигур (квадрат, ромб, простых построек Января треугольник и т.д.). Конструирование по схемам с модели по схеме. использованием Развить фантазию и воображение Магнитного детей, учить использовать прошлый конструктора опыт при конструировании новых MAGFORMERS 17 Количество часов 1 5 2 4 4 4 4 8 9. 10. 11. 12. 13. моделей. Выставка работ. Конструирование Развивать навыки самоконтроля во 1-4 неделя построек по схемам с время конструирования и Февраля использованием взаимопроверки детей за выполнением Магнитного модели в соответствии с поставленными конструктора задачами и запланированным образцом. MAGFORMERS Выставка работ. Знакомство с Знакомство с профессией космонавт. 1 неделя дополнительным Что такое космодром? Марта набор StoryStarter Совершенствовать умение создавать «Построй свою конструкции по образцу, по простым историю. Космос» схемам, объединенных общей темой Конструирование Развивать навыки самоконтроля во 2 неделя по схемам с время конструирования и Марта использованием взаимопроверки детей за выполнением конструктора модели в соответствии с поставленными «Построй свою задачами и запланированным образцом. историю. Космос» Обыгрывание своих построек. Выставка работ. Конструирование Совершенствовать умение создавать 3-4 неделя По собственному конструкции по образцу, по простым Марта замыслу с схемам, объединенных общей темой. Обыгрывание своих построек. использованием конструктора Выставка работ. «Построй свою историю. Космос» Знакомство с Создать условия для познавательного 1 неделя мини-роботом Апреля развития детей, развития логического мышления, коммуникативных навыков и «Bee-Bot» пространственной ориентации. (Умная пчела) 8 2 2 4 2 14. Игровое упражнение «Пчелка-пешеход» Развитие у детей мелкой моторики, логического мышления, умения работать в группе, ориентироваться на плоскости. 2-3 неделя Апреля 4 15. «В поисках клада» Конструирование по схемам. 4 неделя Марта Ориентировка в пространстве. Ознакомление с основными деталями 1-3 конструктора, их названиями. неделя Совместное конструирование, с Мая опорами на схему. 2 16. Знакомство с магнитным электронным конструктором «Мални 17. Конструирование Развить фантазию и воображение 4 неделя простых построек по детей, учить использовать прошлый Мая схемам с опыт при конструировании новых использованием моделей. магнитного Выставка работ. электронного конструктора 18 6 2 «Мални Конструирование построек по схемам с использованием магнитного электронного конструктора «Мални 19. Конструирование из конструктора Lego по собственному замыслу 18. Развивать навыки самоконтроля во 1-2 время конструирования и неделя взаимопроверки детей за выполнением Июня модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом. Выставка работ. 4 Совершенствовать умение создавать конструкции по образцу, по простым схемам, объединенных общей темой. Обыгрывание своих построек. 4 3-4 неделя Июня Итого: 72 «Третий год обучения» - (5-6 лет) Учебный план № Название темы Количество часов Форма всего Теория Практика контроля 2 0,5 1,5 Творческое 1 Игровое упражнение «Пчелка-пешеход» 2 Конструирование по схемам с использованием магнитного электронного конструктора «Мални Конструирование построек по схемам с использованием Магнитного конструктора MAGFORMERS Конструирование из конструктора «Мои первые механизмы» 6 1,5 4,5 16 4,0 12,0 8 2,0 6,0 5 Конструирование из конструктора Lego System «Космос и аэропорт» 18 5,0 13,0 6 Работа с конструктором Lego «Городская жизнь» 10 2,5 7,5 7 Конструирование сиспользованием Магнитного конструктора MAGFORMERS 12 3,0 9,0 72 занятия 18,5 53,5 3 4 Итого: Календарный учебный график № Месяц Время проведения занятия 1. 2. Сентябрь Октябрь 3. Ноябрь 4. 5. Декабрь Январь Понедельник 16.30-18.00 Пятница 16.30-18.00 19 Форма занятия задание Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ Выставка детских работ Место проведение Групповая Групповая Колво часов 8 8 Групповая 8 Лего- Групповая Групповая 8 8 лаборатория Февраль Март Апрель Май 6. 7. 8. 9. Групповая Групповая Групповая групповая 8 8 8 8 Содержание курса и план деятельности «Третьего года обучения» (старший дошкольный возраст, 5-6 лет) № п/п Тема Игровое 1. упражнение «Пчелкапешеход» 2 Конструирование по схемам с использованием магнитного электронного конструктора «Мални Содержание деятельности Развитие у детей мелкой моторики, логического мышления, умения работать в группе, ориентироваться на плоскости. Срок 1 неделя Октября Собирать объемные геометрические 2-4 неделя фигуры и знакомить детей с понятиями Октября объема, симметрии и пространственных конструкций. Учить использовать прошлый опыт при конструировании новых моделей Развить фантазию и воображение детей, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление, творческое мышление, воображение. Выставка работ. 3 Конструирование Конструирование «Транспорт» 1-4 неделя построек по схемам (бульдозер, погрузчик, бетономешалка, Ноября с использованием кран, экскаватор машина, поезд, автобус), Магнитного Обыгрывание построек, выставка работ конструктора Конструирование «Мой зоопарк» MAGFORMERS (курица, поросенок, крокодил, носорог, черепаха, утка, лебедь и т.д.). Обыгрывание построек, выставка работ. Конструирование «Волшебный замок» 1-2 неделя Конструирование «Космос» Декабря (космический робот, космическая станция, космический шатлл, космический патруль). Обыгрывание построек, выставка работ. Конструирование «Аэропорт» (самолет, диспетчерская вышка, вертолёт) Обыгрывание построек, выставка работ. Развитие логического мышления путем трансформировани е плоских фигур в объемные, навыки самоконтроля во время конструирования и взаимопроверки детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом. 4 Знакомство с Познакомить с конструктором «Мои 3-4 неделя конструктором первые механизмы». Его деталями. Декабря 20 Количество часов 2 6 8 8 1 «Мои первые механизмы» 5. Сила ветра Конструирование Модели вертушка Плот 6. Подвижные соединения Конструирование «Перекидные качели» 7. Колеса и оси Конструирование машины 8. Передача движения 9. Проект «Аэропорт» Работа с конструктором Lego System «Космос и аэропорт» 10. Конструирование «Пассажирский терминал аэропорта» Формировать первичные представления о конструкциях и механизмах, простейших основах механики. Модель вертушка Познакомить с деталью вертушка, дать общее представление о вращении, трении, силе, порядок сборки деталей «Плот» Творческое задание «Переправа через реку». Перекидные качели Познакомить с моделью перекидные качели, дать понятие о равновесии, точке опоры. Обыгрывание своих построек. Выставка работ. Познакомить с различными видами колес. Изготовление простых машин. Обыгрывание своих построек. Выставка работ. Конструирование волчка. Дать понятие об устойчивости /неустойчивости, энергии, вращении. «Механическая рыбалка» (доработка механизма по условию) «Измерительная машина» «Хоккеист» (зубчатое колесо) «Новая собака Димы» Дети знакомятся с понятиями: зубчатые колеса, рычаги, ролики, колеса, оси и бло пластиковый к с нарисованными глазами,паруса,весыикрылья. Обыгрывание своих построек. Выставка работ. Знакомство с конструктором Lego City. Конструирование пассажирского самолета. Закрепление навыков скрепления деталей, познакомить воспитанников Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Обыгрывание своих построек. Выставка работ. Конструирование пассажирского терминала. Закрепить навыки конструирования; Закреплять навыки следовать инструкции педагога. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. Обыгрывание своих построек. Выставка работ. 21 1 неделя Января 1 2 неделя Января 1 3 неделя Января 1 4 неделя Января 4 1-3 неделя Февраля 6 4 неделя Февраля 2 1 неделя Марта 2 Конструирование моделей. Грузовой 2-3 неделя самолет. Вертолет. Марта Пассажирский самолет. Космический шаттл. Транспортировка багажа. Игровая деятельность. Выставка работ. Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. Представление проекта. 12. Конструирование Рассказать о первом космонавте нашей 4 неделя ракеты, страны. Марта Учить строить ракету по карточке, космонавты заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Знать и понимать особенности схемы. Уметь собирать модели по выбору и замыслу. Обыгрывание своих построек. Выставка работ. 13. Макет Закреплять полученные навыки. Учить 1 неделя космической заранее, обдумывать содержание будущей Апреля станции постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Выставка работ. 14. Работа с Знакомство с основными деталями и 2 неделя конструктором элементами конструктора, их назначение. Апреля Lego Конструирование по схемам 15. «Городская Конструирование по схемам сборки 2-4 жизнь» общественных мест. неделя Парк развлечений. Зоопарк. Апреля Конструирование моделей и Проспект и улицы. Магазины. Жилые общественных дома. Детская площадка. Кафе. Средства передвижения. Животные. мест 16. Создание города Город твоей мечты. Какой он? Создание 1-2 мечты по проекта города по собственному замыслу. неделя замыслу Планирование этапов постройки. Мая Игра с построенными моделями и ребенка сооружениями. 17. Конструирование Конструирование построек по схеме. 3-4 построек по схемам Развитие логического мышления путем неделя с использованием трансформирование плоских фигур в Мая Магнитного объемные, навыки самоконтроля во время конструктора конструирования и взаимопроверки детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом. 11. Конструирование самолетов 22 6 2 1 5 4 4 Игра с построенными моделями и сооружениями. 18 . Конструирование Конструирование построек по схеме. построек по Обыгрывание построек, выставка работ. собственному Развитие логического мышления путем замыслу с трансформирование плоских фигур в использованием объемные, навыки самоконтроля во время Магнитного конструирования и взаимопроверки детей конструктора за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом. 1-4 неделя Июня 8 «Четвертый год обучения» - (6-7 лет) Учебный план № 1 2 3 4 5 Название темы Количество часов Формы всего Теория Практика контроля 26 6,0 20,0 Выставка Конструирование из конструктора «Простые механизмы» Конструирование из конструктора ПервоРобот Lego WeDo Конструирование построек с использованием магнитного конструктора MAGFORMERS Конструирование с использованием магнитного электронного конструктора «Мални Конструирование с использованием базового набора «Построй свою историю» 8,0 20,0 6 1,5 4,5 6 6 1,5 1,0 4,5 работ Выставка 5,0 детских работ Выставка детских работ Итого: Календарный учебный график № Месяц Время проведения занятия 1. Сентябрь 2. Октябрь Понедельник 3. Ноябрь 16.30-18.00 Пятница 4. Декабрь 5. Январь 16.30-18.00 6. Февраль 7. Март 8. Апрель 9. Май 28 детских работ Выставка детских работ Выставка детских 72 занятия Форма занятия Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая Групповая групповая 23 18 Кол-во часов 8 8 8 8 8 8 8 8 8 54 Место проведение Леголаборатория Содержание курса и план деятельности «Четвертого года обучения» (старший дошкольный возраст, 6-7 лет) № п/п 1. 2 3 4 5. 6. 7. Тема Содержание деятельности Знакомство с конструктором «Простые механизмы». «Зубчатые колеса» Что входит в конструктор «Простые механизмы». Как работать с инструкцией. Символы. Терминология. Организация рабочего места. Техника безопасности. Зубчатые колеса, прямозубчатые зубчатые колеса. Знакомство с принципом работы механизмов, с использованием зубчатых колес. Где и для чего используются зубчатые колеса. Моделирование простейшего механизма. Конструирование Конструирование крутящейся Модель конструкции. Активизировать словарь: «Умная зубчатые, колѐса, вращение. Развивать вертушка» творческие конструктивные способности. Дидактическая игра «Множества». Конструирование Конструирование и испытание модели Модель демонстрирующие возможности зубчатых «Карусель» колес: уменьшение и увеличение скорости вращения, зацепление под углом. Закрепить понятие ведущее зубчатое колесо, ведомое зубчатое колесо, зацепляться. Обыгрывание построек, выставка работ. «Колесо и ось» Дать общие сведения о назначении колеса Знакомство с и его функциях: где и для чего принципом работы используются. Провести исследования на простых предмет увеличения и уменьшения силы механизмов трения при наличии или отсутствии колес у модели. Познакомить с понятиями: одиночная фиксированная ось, отдельная ось, трение, скольжение. Конструирование Конструирование и испытание моделей «Машинка» машинки с одиночной фиксированной оси и отдельными осями. Работа детей в парах, с использованием взаимопроверки. Закрепить понятия: одиночная фиксированная ось, отдельная ось, трение, скольжение. Выставка работ. Обыгрывание постройки Конструирование Рычаги. Понятие. Назначение. Беседа, «Рычаги» просмотр презентации «Рычаги вокруг нас». Виды рычагов, применяемые в современном мире. Познакомить детей на практике с принципом работы простого механизма. 24 Срок Количество часов 1 неделя Октября 1 1 неделя Октября 1 2 неделя Октября 2 2 неделя Октября 4 3 неделя Октября 2 3 неделя Октября 2 4 неделя Октября 2 8. Конструирование «Катапульта» 9. Конструирование «Шкивы» 10. Конструирование «Аттракцион «Сумасшедшие полы» 11. Знакомство с конструктором ПервоРобот Lego WeDo 12. Первые шаги в конструировании с Lego WeDo. Знакомство с символами и терминами 13. Первые шаги в конструировании с Lego WeDo. Понижающая зубчатая передач а, повышающая Конструирование рычагов первого, второго и третьего рода. Испытание и сравнение моделей с использованием рычагов трех родов. Выявить знания детей о катапульте. Расширить и конкретизировать знания детей о назначении и принципах работы данного механизма. Конструирование модели с использованием рычага первого рода. Словарная работа: катапульта, ось вращения, груз, сила. Выставка работ. Обыгрывание постройки Использование шкивов в нашей жизни. Понятие. Назначение. Беседа, просмотр презентаций «Круглые помощники». Познакомить детей н апрактике с принципом работы простого механизма. Конструирование, испытание и сравнение принципиальных моделей с использованием шкива в различных моделях. Словарная работа: шкив, ведомый шкив, ведущий шкив, ремень, ось. Обыгрывание построек, выставка работ. Конструирование и испытание моделей аттракциона «Сумасшедшие полы», используя ременные передачи для уменьшения и увеличения скорости вращения. Уточнить, что ведущий шкив – это шкив,поворачиваемый внешним усилием (рукояткой). Словарная работа: шкив, ведомый шкив, ведущий шкив, ремень, ось, проскальзывать. Выставка работ. Обыгрывание постройки. Что входит в конструктор ПервоРобот LEGO WeDo. Что такое робототехника. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Организация рабочего места. Техника безопасности. Познакомить детей с названиями символов и терминов, как с основным компонентом программирования. Познакомить с основными принципами составления программы. 4 неделя Октября 4 1 неделя Ноября 2 2 неделя Ноября 6 3 неделя Ноября 2 4 неделя Ноября 1 Понятие. Назначение. Беседа о том, где и 1 неделя для чего могут быть использованы данные Декабря детали в конструируемых моделях. Познакомить детей на практике с принципом работы, и составлением простейшей программы. 1 25 зубчатая передача, датчик наклона 14. Забавные механизмы. Модель «Три поросенка» - сборка 15. Модель «Три поросенка» Обсуждение: где вы могли встретить 2 неделя танцующих птиц. Вызвать интерес к новому Декабря заданию. Сборка модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Знакомство с системой шкивов и ремней (ременных передач), работающих в модели. Анализ влияния смены ремня на направление и скорость движения модели «Танцующие птицы». Активизировать словарь: ремень, шкив, случайное число, цикл. Развивать логическое мышление, внимание. «Три Программирование модели поросенка 3 неделя Установление связи между скоростью и сменой шкива и ремня. программирование. Продолжать учить работать в коллективе. Создать группу танцующих птиц. 16. Модель «Волчок» программирование Программирование крутящейся конструкции. Развивать творческие конструктивные способности. Дидактическая игра «Множества». Активизировать словарь: зубчатые колѐса, вращение. Блоки: «Экран», «Прибавить к Экрану», «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл». 17. Модель Беседа «Где мы можем увидеть обезьяну, «Обезьянка – которая барабанит?» Компьютерная барабанщица» презентация «Обезьяны в цирке». Создание сборка и испытание модели барабанящей обезьянки. Модификация конструкции модели путём изменения кулачкового механизма с целью изменения ритма движений рычагов. Словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм 18. Модель Программирование соответствующего «Обезьянка – звукового сопровождения, чтобы поведение барабанщица» модели стало более эффектным. программирование Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Вход Число», «Звук», «Цикл», «Начало», «Начать нажатием клавиши» 19. Модель Беседа - презентация «Кто такие «Голодный аллигаторы и где они живут». Построение аллигатор» - сборка модели аллигатора и ее испытание. Усложнение поведения за счет установки на 26 1 1 Декабря 4 неделя Декабря 1 3 неделя Декабря 1 4 неделя Декабря 1 4 неделя Декабря 1 модель датчика расстояния и синхронизации звука с движением модели. Словарь: ремни, датчик расстояния, шкивы. 20. Модель Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение «Голодный аллигатор» систем шкивов и ремней (ременных программирование передач) и механизма замедления, работающих в модели. Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Программные блоки: «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Включить мотор на…», «Вход Число», «Звук», «Цикл» и «Начать нажатием клавиши». 21. Модель Беседа «Где живут львы?» Создание «Рычащий лев» моделей с целью демонстрации знаний и сборка умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Создание и испытание движущейся модели льва. Усложнение поведения путем добавления датчика наклона. Словарь: климат, коронное зубчатое колесо, млекопитающие, прайд (львов). Д/игра «назови детали». 22. Модель Программирование модели аллигатора. «Рычащий лев» Учить программировать сконструированные программирование модели. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Ознакомление с работой коронного зубчатого колеса в этой модели. Испытание модели. Программные блоки: «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Включить мотор на…», «Мощность мотора», «Вход Число», «Звук», «Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать». 23. Модель Беседа и презентация о птицах «Вы «Порхающая видели когда-нибудь порхающую птицу?» птица» - сборка Изучение рычажного механизма, работающего в данной модели. Изучение потребностей животных. Реализация проекта Создание и тестирование движения птицы. Активизировать словарь: датчик наклона, размах крыльев, порхающая. Закреплять представление о животном мире, 27 1 неделя Января 1 2 неделя Января 1 3 неделя Января 1 4 неделя Января 1 продолжать учить анализировать. Словарь: датчик расстояния, датчик наклона, размах крыльев. 24. Модель Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения «Порхающая птица» работать с цифровыми инструментами и программирование технологическими схемами. Усложнение поведения птицы путём установки на модель датчика расстояния и программирования воспроизведения звуков, синхронизированных с движениями птицы. Программные Блоки: «Звук», «Цикл», «Датчик звука», «Датчик наклона» и «Ждать». 25. Модель Конструирование и программирование «Нападающий» механического футболиста, который будет - сборка бить ногой по бумажному мячу. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение системы рычагов, работающих в модели. Построение модели футболиста и испытание её в действии. Изменение поведения футболиста путём установки на модель датчика расстояния. Использование чисел при программировании длительности работы мотора и понимание сути этой операции. Словарь: сантиметры, рычаг, измерение, датчик расстояния. 26. Модель Создание моделей с целью демонстрации «Нападающий» знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими программирование схемами. Блоки: «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Начало» и «Ждать». 27. Футбол. Модель Презентация «На футболе». «Вратарь» Сконструировать и запрограммировать сборка механического вратаря, который был бы способен перемещаться вправо и влево, чтобы отбить бумажный шарик. Дать понимание того, как сила трения влияет на работу модели. Использование Входа Случайное число для установления обратной связи. Усложнение поведения вратаря путём установки на модель датчика расстояния и программирования системы автоматического ведения счёта игры. Словарь: случайные числа и счет. Счет, шкив, ремень, сила трения. 28 4 неделя Января 1 1 неделя Февраля 1 2 неделя Февраля 1 3 неделя Февраля 1 28. Модель Создание и программирование моделей с «Вратарь»целью демонстрации знаний и умения программирование работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Блоки: «Экран», «Прибавить к Экрану», «Датчик расстояния», «Включить мотор на…», «Мотор по часовой стрелке», «Мотор против часовой стрелки», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начало» и «Ждать». 29. Модель Конструирование и программирование «Ликующие механических футбольных болельщики» болельщиков, которые будут издавать сборка. приветственные возгласы и подпрыгивать на месте. Изучение кулачкового механизма, работающего в модели. Понимание основных принципов проведения испытаний и их обсуждение. Словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, датчик расстояния, представление. 30. Модель Создание и программирование моделей с «Ликующие целью демонстрации знаний и умения болельщики» работать с цифровыми инструментами и программирование технологическими схемами. Изменение поведения болельщиков путём установки на модель датчика расстояния. Блоки: «Выключить мотор», «Датчик расстояния», «Мотор по часовой стрелке», «Звук», «Начало» и «Ждать». 31. Создание Придумывание сценария с участием трѐх сценария по теме моделей (нападающий, вратарь, «Футбол» болельщики), обыгрывание ситуации. Обыгрывание Продолжать учить работать в коллективе. ситуации Развивать речь, воображение. 32. Модель Построение модели самолёта, испытание «Спасение её движения и уровня мощности мотора. самолёта» Усовершенствование модели самолёта сборка путём программирования звуков, зависящих от показаний датчика наклона. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Словарь: пропеллер. 33. Модель Программирование модели самолета и «Спасение испытание еѐ в действии. Моделирование и самолёта» обыгрывание ситуации «Мы - спасатели». программирование Блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайноечисло»,«Цикл»,«Начать нажатием клавиши», «Датчик наклона» и «Ждать». 29 4 неделя Февраля 1 1 неделя Марта 1 2 неделя Марта 1 3 неделя Марта 1 4 неделя Марта 1 1 неделя Апреля 1 34. Модель «Спасение от великана» сборка 35. Модель «Спасение от великана» программирование 36. «Непотопляемый парусник» Сборка модели парусника 37. «Непотопляемый парусник» Программирован ие модели парусника 38. Конструирование построек по схемам с использованием Построение модели великана и испытание её в действии. Изменение поведения модели: установка датчика расстояния и программирование реакции великана на появление вблизи него каких-либо объектов. Изучение процесса передачи движения и преобразования энергии в модели. Изучение работы шкивов и зубчатых колёс в данной модели. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Письменное и устное общение с использованием специальных терминов. Работа в парах. Словарь: зубчатое колесо, рычаг, датчик расстояния, программа, шкив, сценарий, червячная передача. Создание и программирование моделей с целью демонстрации знаний и умения работать с цифровыми инструментами и технологическими схемами. Блоки: «Датчик расстояния», «Вход», «Выключить мотор», «Мотор против часовой стрелки», «Звук», «Цикл», «Начало» и «Ждать». Конструирование по замыслу. Создание самостоятельных проектов (работа в группах), моделирование. Продолжать учить работать в парах и группах. Беседа «Что такое парусник». Построение модели лодки, испытание её в движении и проверка работы мотора при разных уровнях мощности. Применение технологий для выработки идей и обмена опытом. Словарь: зубчатые колёса, рычаг, случайная величина, судовой журнал, датчик наклона. Развивать логическое мышление, память. Программирование модели парусника. Установка датчика наклона и программирование воспроизведения звуков синхронно с сигналами, поступающими от датчика для усложнения поведения модели лодки. Блоки: «Мощность мотора», «Звук», «Вход Случайное число», «Цикл», «Начало», «Датчик наклона» и «Ждать». Обыгрывание ситуации. Закреплять интерес к конструированию и конструктивному творчеству. Конструирование по схемам. Обыгрывание построек, выставка работ. Развитие логического мышления путем 30 2 неделя Апреля 1 3 неделя Апреля 1 4 неделя Апреля 1 1 неделя Мая 1 2 неделя Мая 4 трансформирование плоских фигур в объемные, навыки самоконтроля во время конструирования и взаимопроверки детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом. 39. Конструирование Конструирование по собственному 3 неделя построек по замыслу. Обыгрывание построек, выставка Мая собственному работ. замыслу с Развитие логического мышления путем использованием трансформирование плоских фигур в Магнитного объемные, навыки самоконтроля во время конструктора конструирования и взаимопроверки детей за выполнением модели в соответствии с поставленными задачами и запланированным образцом. 40. Конструирование Собирать объемные геометрические 4 по схемам фигуры и закреплять знания детей с 4 неделя с использованием понятиями объема, симметрии и Мая магнитного пространственных конструкций. Учить электронного использовать прошлый опыт при конструктора конструировании новых моделей «Мални Развить фантазию и воображение детей, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление, творческое мышление, воображение. Выставка работ. 41. Конструирование Формировать умение создавать различные 1-4 с использованием конструкции по рисунку, схеме, условиям, неделя базового набора по словесной инструкции и объединённые Июня «Построй свою общей темой. Развивать фантазию и историю» воображение детей, закрепить навыки построения устойчивых и симметричных моделей, обучить созданию сюжетной композиции; воспитывать бережное отношение к труду людей. Обыгрывание построек, выставка работ Магнитного конструктора 31 2 6 8 VI. Взаимодействие с родителями Реализация Программы предполагает взаимодействие с родителями через проведение интерактивных конкурсов построек из Lego, участие в конкурсах различного уровня. Другой интересной формой взаимодействия с родителями: проведение мастер-классов, на которых семьи воспитанников конструируют по заданной теме: «Наша ферма», «Первые движения», «Путешествие по городу» и др. Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: приглашение на презентации работ, подготовка фото-видео отчетов создания приборов, моделей, механизмов и других технических объектов, как в детском саду, так и дома, совместные занятия. Родители детей дошкольного возраста – активные участники и помощники для своего ребенка. Вместе с детьми получают новые знания, открывают своего малыша, открывают и себя, свои таланты и творческие способности. Занятия по LEGO-конструированию богаты различными направлениями, а также разнообразны по содержанию. Совместные занятия с мамой или папой - это качественное время, проведенное с малышом, которое поможет родителям увидеть, как интересно можно развивать своего ребенка дома, как реализовать поставленные задачи соответственно возрастным и психологическим особенностям ребенка. VII. Оценочные материалы Механизм оценки получаемых результатов: - Осуществление сборки моделей роботов; - Создание индивидуальных конструкторских проектов; - Создание коллективного выставочного проекта; - Участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня. При подведении итогов отдельных разделов программы и общего итога могут использоваться следующие формы работы: презентации творческих работ, выставки рисунков, тестирование, опрос. Виды и формы контроля: Текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений, состязаний или выставки роботов. Итоговый контроль по темам проходит в виде состязаний роботов, способных выполнить поставленные задачи. Результаты контроля фиксируются в протоколах состязаний. Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации изготовленных детьми роботов. 32 Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей Критерии оценки показателей: Высокий уровень – выполняет самостоятельно; Средний уровень – выполняет с помощью взрослого; Низкий уровень – не выполняет Младшая группа (3-4 года) Фамилия Имя Называет Цвет деталей Начало года Конец года Называет детали Начало года Конец года Скрепляет детали конструктора Конструирован ие по схеме Начало года Начало года Конец года Конец года Конструировани е построек по замыслу Начало года Конец года Умение анализировать свои постройки Начало года Конец года Уровень развития Начало Конец года года Средняя группа (4-5 лет) Фамилия Имя Называет детали конструктор Начало года Конец года Называет форму Начало года Конец года Конструирован ие по образцу Начало года Конец года Конструировани е по схеме Начало года Конец года Конструирован ие по замыслу Умение анализировать свои постройки Начало года Начало года Конец года Конец года Уровень развития Начало года Конец года Старшая группа (5-6 лет) Фамилия Имя Называет детали конструктор Конструирование Конструирование Конструировани по образцу сложные е по схеме постройки Конструирован ие по творческому замыслу Умение анализировать свои постройки Начало года Начало года Начало года Начало года Конец года Конец года Начало года Конец года Начало года 33 Конец года Конец года Конец года Уровень развития Начало года Конец года Подготовительная группа (6-7 лет) Фамилия Имя Строит более сложные постройки Начало года Конец года Конструирование Конструирование по образцу по инструкции педагога Начало года Конец года Начало года Конец года Работает в команде Начало года 34 Конец года Конструирован ие по творческому замыслу Умение анализировать свои постройки Начало года Начало года Конец года Конец года Уровень развития Начало года Конец года VIII. Материально-техническое оснащение Основное оборудование Комплекты наборов конструктора LEGO Education, WeDO, DUPLO, Магнитный конструктор и др. минироботы «Умная пчела», технологические карты. Информационно-методическое обеспечение реализации Программы: ноутбук, компьютер, планшеты. Учебно-наглядные пособия: иллюстрированные карточки с различными идеями моделей, карточки из набора для развития воображения ребенка, фигурки животных и различные элементы для оформления декораций, фигурки людей разного пола, возраста и национальности, одетые в одежду или униформу определенно профессии. № 1. Набор Café+ Комплект для группы 3-4 года Оборудование для сюжетно-ролевой игры Количество 1 2. Лото с животными 1 3. Большая Ферма 1 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 5. Оборудование для конструирования Строительные кирпичики. DUPLO 1.5+ Большие строительные платы. DUPLO 1.5+ Малые строительные платы. DUPLO1.5+ Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности Мои первые конструкции Мои первые конструкции. Карты для конструирования Набор с трубками. DUPLO 1,5+ Дикие животные DUPLO 2+ Большая ферма DUPLO 2+ Комплект для группы 4-5 лет № Оборудование для сюжетно-ролевой игры и развития языковых и математических навыков 1. Базовый набор «Построй свою историю» 2. Дополнительный набор StoryStarter «Построй свою историю. Космос» Оборудование для конструирования 1. Кирпичики для творческих занятий 2. 3. 1. 2. Магнитный электронный конструктор «Magformers»,"Мални", 1 1 1 1 1 1 1 1 Количество 1 1 1 1 Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности Минироботы, «Умная пчела» Космос и аэропорт LEGO 4+ 1 35 Комплект для группы 5-8 лет № Оборудование для сюжетно-ролевой игры и развития языковых и Количество математических навыков 1. Конструктор ЛЕГО «Построй свою историю» 6+ 2 2. Городская жизнь LEGO 4+ 1 3. Программное обеспечение и набор заданий ЛЕГО "Построй свою 1 историю" 6+ 4. Магнитный электронный конструктор «Magformers» . 2 5. ЛЕГО Космос и аэропорт LEGO 9335 Оборудование для познавательно-исследовательской деятельности 1. ЛЕГО Первые конструкции 5+ 4 2. ЛЕГО Первые механизмы 5+ 4 3. Комплект заданий к набору ЛЕГО «Первые механизмы» 1 X. Методическое обеспечение 1. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2006. 2. М.С. Ишмакова Конструирование в дошкольном образовании в условия введения ФГОС: пособие для педагогов. – всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники -М.: Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013. 3. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. справочное пособие. 4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. 5. Е.В. Фешина «Леоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд. Сфера, 2011 6. «Книга для учителя. ПервоРобот Lego WeDo» 7. «Книга для учителя. Простые механизмы» Интернет-ресурсы: 1 http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego 2 http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs 3 http://www.lego.com/education/ 4 http://www.wroboto.org/ 5 http://www.roboclub.ru/ 6 http://robosport.ru/ 7 http://lego.rkc-74.ru/ 8 http://legoclab.pbwiki.com/ 9 http://www.int-edu.ru/ Информационное обеспечение: 1 http://leaming.9151394.ru/course/view.php?id=17 2 http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13 3 http://robotclubchel.blogspot.com/ 4 http://legomet.blogspot.com/ 5 http://httpwwwbloggercomprofilel79964.blogspot.com/ 36