ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА

01.01.2017

Статья из районного сборника "Инновационные процессы в образовании 2016"

Ничкова Н.А.,

воспитательI категории

МАДОУ № 364

Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Эту задачу можно проследить в русском народном творчестве, а именно в фольклоре.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера. Именно поэтому, в своей работе с детьми мною используется фольклор.

Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т.д. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т.д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

В русском фольклоре адресованные детям потешки, прибаутки, песенки звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников различного возраста (доброты, честности, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, к своим родным, любви к Родине и т.д.). Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.

Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях.

Изучив методическую литературу по данной теме, учитывая возрастные особенности дошкольников, был разработан календарный план на учебный год.

Календарный план

Сентябрь
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2. Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направ-ленности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

3. Изготовление папок: «Народные праздники», «Русские народные игры»,«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка».

4. Консультации для педагогов «Детский поэтический фольклор», «Фольклор и его значение в воспитание детей».

Октябрь

1. Обучающее занятие для старших дошкольников «В гости к бабушке на оладушки».

2. Ознакомление детей с народно –прикладным искусством на занятиях по изобра-зительной деятельности : «Гжель»; «Хохлома»; «Дымковские игрушки»; «Жестово»; «Городец».

3. Конкурс для воспитанников и родителей «Генеалогическое древо и герб семьи».

4. Осинины – осенняя ярмарка (развлечение и выставка работ из овощей). Ноябрь

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Посуда вчера и сегодня».
2. Капустные вечеринки (развлечение для дошкольников).

3. Праздник молока (открытое мероприятие для родителей и детей).

Декабрь

1. Консультации для педагогов «Особенности патриотического воспитания до-школьника».Хочу такой сайт

2. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

3. Организация конкурса творческих работ «Что такое Новый год».

4. Тематическое развлечение для старших дошкольников «Колядки».

Январь

1. «У матрешки – День рождения» (занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры)

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.
3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».
Февраль

1. Проведение комплексно-тематического занятия «Как работали и отдыхали

на Руси, или Посиделки в горнице».

2. Оформление фотоальбома «Наши праздники».
3. Беседы о традиционной кухне в Православные праздники.
4. Коровий праздник – Власьев день (развлечение).

Март

1. Проведение комплексно-тематических занятий: «При солнышке – тепло, при матушке – добро».

2. Консультации для педагогов «О системе работы в детском саду по приобщению детей к истокам русской народной культуры».

3. Развлечение «Масленица». Кукольный спектакль-Сказка «Приключения на Масленицу».
4. Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла».
Апрель

1. «Посиделки» - Вербное воскресенье (развлечение для дошкольников).
2. Развлечение «Пасха». Кукольный спектакль - Сказка «Пасхальная история».

3. Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4. НОД по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов о Пасхе, весне.

6. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).

Май

1. Тематическое развлечение «Праздник народных игр».

2. Проведение комплексно-тематического занятия «Пчелка – золотое брюшко».
3. Беседа «Хорошие и плохие поступки».
4. Беседа «Летние праздники».

5. Итоговая диагностика. Анкетирование родителей. Анализ диагностики и анке-тирования.

Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны – именно фоль-клорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребенком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. Детский фольклор – обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим собственным законам и в соответствии со своим видением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют его.

Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс духовно – нравственных ценностей. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».