Рекомендации молодым педагогам по теме: «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГТ и ФГОС»

01.01.2017

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования.Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Именно с выходом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования и федеральных государственных требований (ФГТ) к основной общеобразовательной программе дошкольного образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

Введение ФГТ в дошкольном образовании призвано определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования в каком бы образовательном учреждении, или даже семье, ребёнок его не получал, для обеспечения ребёнку того самого равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе.

Для того чтобы подготовить ребёнка к школе больше нет необходимости подменять специфические «дошкольные» виды деятельности «школьными», т.е. заранее приучать ребёнка к урочной системе, развивать навыки письма, чтения и счёта, нарушая тем самым естественный ход его развития.

Согласно ФГТ игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение. Именно в игре закладываются такие универсальные способности и свойства человека как творческое воображение, образное мышление, ориентация на позицию другого человека, умение управлять своим поведением, «социальные» эмоции и многое другое. Школьные программы также ориентированы не только на усвоение учебного содержания. Они предполагают развитие определённых социальных умений, не менее важных, чем учебные знания, умения и навыки:

- развитие коммуникативности;

- усвоение способов общения при вхождении в новую социальную ситуацию;

- освоение социальных ролей – ученик, учитель;Хочу такой сайт

- умение принимать оценочные суждения о себе и т.д.

При качественном выполнении программы в детском саду нормально организованное развивающее дошкольное образование естественным образом обеспечивает школьную готовность, поскольку ребёнок эффективно и полноценно проживает дошкольный возраст, по окончании он готов к школе интеллектуально, мотивационно, личностно. С введением ФГТ для дошкольников и ФГОС для начальной школы программы перестали друг другу противоречить.

Преемственность с позиции школы – это опора на те знания, навыки и умения, которые имеются у ребенка, пройдённое осмысливается на более высоком уровне. Организация работы в школе должна происходить с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Преемственность с точки зрения детского сада – это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников. Большое значение имеет взаимодействие с близлежащими школами, в которые поступают воспитанники детского сада.

Организация работы по преемственности детского сада со школой, может осуществляется по трем основным направлениям:

  • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику детского сада, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы; взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе; рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда по выпускникам; анализ психологической готовности детей к школе на основе исследований психологов ДОУ и школы; участие воспитателей ДОУ в психолого-педагогическом консилиуме на базе школы; участие в совместных педсоветах, семинарах-практикумах на базе ДОУ; совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы на базе ДОУ).
  • работа с детьми(организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста с целью знакомства со школой и учителями; организации выставок детских работ, вернисажей, совместных мероприятий; посещений театрализованных представлений, поставленных бывшими выпускниками ДОУ; совместных эколого-валеологических походов; посещения дошкольниками праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний);
  • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе,встречи учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях, анкетирование родителей будущих первоклассников по проблеме «Растим будущего школьника»; организация работы «педагогической гостиной» для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе; организацию дня открытых дверей).

В заключение хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».