«ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ В ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

01.01.2017

Особое значение для подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению имеет подготовка к усвоению грамоты в условиях дошкольного учреждения. Готовность ребенка к освоению грамоты аналитико-синтетическим методом определяется переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу - к умению услышать в слове определенные звуки, слова в предложении и понять, что они расположены в определенной последовательности.

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой стороне языка, обучение их звуковому и слоговому анализу и синтезу слова, т. е. определению порядка следования звуков в слове, установлению различительной роли звука, основных качественных его характеристик, ознакомлении детей с буквами и ориентировка в словесном составе предложения. Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность, которой дети с нарушениями речи овладевают только в процессе специально организованной работы.

Подготовка детей к обучению грамоте является актуальной проблемой, а чтобы заинтересовать ребёнка, увлечь его в учебный процесс, педагог использует игровые моменты.

Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. Игра основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом, становится основной формой организации детской жизни.

Об игровых приемах в логопедической работе говорилось не раз: это устранение заикания в игре (Волкова Г. А., Выгодская И. Г., Пелингер Е. А., Успенская Л. П.), применение игровых упражнений по воспитанию звуковой культуры речи (Максакова, Тумакова, Герман, Швайко), использование игр в логопедической работе с детьми (Селиверстов), использование игровых сюжетов по коррекции речи (Пожиленко Е. А.)

Как показывают исследования, при занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, использования игровых приемов может почти на 50% улучшить результаты коррекционно-образовательной деятельности, программный материал усваивается легче и быстрее, поддерживается работоспособность в течение всего занятия даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой.

Использование игровых методов и приемов позволяет решить сразу несколько задач:

1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе освоения грамоты;

2. Расширить и обогатить игровые умения и навыки;

3. Повысить познавательную активность и работоспособность детей;

4. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

5. Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

6. Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные виды деятельности детей.Хочу такой сайт

В своей работе с детьми, имеющие речевые нарушения, использую следующие игровые приёмы, которые можно разделить на несколько групп.

1. Использование в занятии игровых и литературных персонажей. Для усиления взаимосвязи между этапами занятия вводится сказочный герой, который выполняет разные функции: приносит задания, помогает детям их выполнить, проверяет правильность выполнения задания, просит детей о помощи. Дети, включаясь в игру, помогают ему отобрать картинки, в названиях которых есть соответствующий звук, подсказывают пропущенный звук в слове или недосказанное слово в предложении, восстанавливают перепутанные слоги и слова. Это могут быть Незнайка, Буратино, Вини Пух, Утенок Утя ( при ознакомлении со звуком У), Губка Боб и Патрик (Звуки Б, П), кот Леопольд (звук Ль).

2. Создание игровой ситуации. Детям пришла посылка или письмо с заданиями, отправитель которых либо известен сразу, либо имя его выясняется в ходе выполнения заданий. Занятия-путешествия, экскурсии. Например: путешествие в сказочную страну, экскурсия по городу, путешествие в Москву на самолете, полет в космос, путешествие в подводную страну Губки Боба. Создается так называемое «единое игровое поле», в ходе путешествий дети выполняют разнообразные задания. При этом нередко сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе для детей с нарушениями речи.

3. Использование наглядного занимательного материала. На этапе ознакомлении детей с понятиями гласный звук, согласный звук, твердый, мягкий можно применять пособие Звуковички. При ознакомлении со звуками дети знакомятся с мальчиками - Звуковичками, определяют их характер, находят Звуковичка соответствующего характеристикам звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий, и определяют в каком замке он будет жить. Абстрактные понятия обретают материальную форму, это помогает детям в создании конкретного образа при усвоении абстрактных терминов.

4. Использование игровых ситуаций и стихотворных текстов. При ознакомлении со звуками, используется соотнесение звуков речи со звуками окружающего мира. У - гудит паровоз, А - плачет Аленка, Р - рычит собака и т. д. Для формирования звукобуквенной связи, для усвоения зрительного образа букв используются занимательные стихотворные тексты, которые помогают соотнести звук или букву с предметами окружающего мира.

5. Использование дидактических игр и игровых упражнений. Наибольшее

значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры, что связано, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация, сказочный персонаж, игрушка помогают ему в этом. В дидактической игре познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. А повторы действий способствуют формированию умений и навыков. Дидактическая игра должна соответствовать этапу обучения грамоте, индивидуальным особенностям детей, в них должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, зрительный, слуховой, двигательный.. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала основные структурные элементы: игровая задача, игровые действия, правила и результат игры.

Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта. Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре реализуется значительно быстрее и прочнее.

Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Педагог, работающий с детьми с нарушениями речи, должен заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых приемов в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками с нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу обучения, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 20.05.2019

Дата обновления: 20.05.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».